Обратная связь

Эта блестящая операция Организации Договора о коллективной безопасности войдет в учебники не только как первая практическая миссия миротворцев ­ОДКБ, но и как молниеносный и хладнокровный ответ нашим недругам или — давайте уж скажем прямо — врагам, возомнившим себя «владычицей морскою» и, похоже, в угоду своим геополитическим интересам стремящимся с пугающей периодичностью играть на разных континентах в войнушку. Не вышло и не выйдет! Наши парни (а кто-то из здравомыслящих сомневался?) сработали четко, быстро и вернулись на родину героями. А главное — целыми и невредимыми. О том, как прошла неделя в Казахстане,  узнаем из первых уст и от первого лица.

Главнокомандующий о миссии в Казахстане

Александр Лукашенко, Президент Беларуси:

Своими действиями, пусть без стрельбы, без проведения специальных операций, вы только своим присутствием в этой стране обеспечили мир и порядок. Это был сигнал всем, кто сегодня точит меч по периметру белорусско-российских границ. Вы показали всем, что с нами воевать опасно. Более того, невозможно. Нас победить невозможно. Это главный итог вашей операции.

Наши общие усилия не только охладили пыл террористов и экстремистов, управляемых извне, но и показали всему миру тесные союзнические связи, дееспособность и потенциал Организации Договора о коллективной безопасности.

Самое большое счастье для меня как для Главнокомандующего Вооруженными Силами, когда ты посылаешь своих детей в неизведанное — и они возвращаются обратно живыми и здоровыми.

Нас ждут серьезные вызовы в перспективе. Необходимо укреплять ­ОДКБ, спокойно, планомерно наращивать все ее компоненты и прежде всего миротворческий потенциал. Весьма важно сохранить мобильность и оперативность действий.

Казахстан глазами миротворца

Александр Гамзюк, старшина миротворческой роты 103-й Витебской отдельной воздушно-десантной бригады:

— В миротворческую роту я пришел год назад. В общих чертах вполне представлял, что может ждать меня и моих товарищей, если Родина отдаст приказ. И вот этот момент настал. Хорошо помню, как 6 января пришел со службы, а через час раздался звонок от нашего командира: «Отправляемся в Казахстан!» Сборы прошли действительно в армейском темпе. Жена Юлия приободряла: «Все будет хорошо. Может быть, это еще учебная тревога». Но скоро пришла ясность, что нет — самая что ни на есть боевая. То, что в этот момент я был дома и успел обнять родных, — большая удача. Знаю, некоторым из ребят повезло меньше: близкие узнали об их участии в миссии из СМИ… Следили ли мы и наши семьи за трагическими событиями в Казахстане до этого? Да, конечно. Переживали за братский народ, желали ему мира, терпения, взаимопонимания. Периодически мелькала мысль: а что, если нас перебросят в Центральную Азию для наведения порядка? Страха не было, это никак не про десантников. Сомнений — тоже, ведь верное решение лишь одно — надо выполнить долг с честью. 

Быть частью миротворческого контингента сил ­ОДКБ для меня — гордость, почетная обязанность, испытание мужества и силы духа. Все семь дней, вместе с сослуживцами охраняя стратегически важный объект — военный аэродром Жетыген, я ощущал именно это. Если однажды мои дети спросят, в чем была наша задача, у меня есть ответ.

Мы ­ДОЛЖНЫ были помочь сохранить мир, порядок, государственность в дружественной нам республике. И сделали все, чтобы эта миссия, первая за 30 лет, стала примером настоящего братства народов. А для кого-то — уроком, что мы, участники договора, вместе дадим отпор любым деструктивным силам. Сегодня, уже находясь дома в Беларуси, осознаю: мы с ребятами вошли в историю. 

О чем я думал, стоя на боевом посту в Жетыгене? В первую очередь о семье — о жене, сыне Игнате, ему два с половиной, шестимесячной дочке Ассоль… В Витебск я дозвонился трижды. Две минуты разговора пролетели быстрее молнии. Перед тем как положить трубку, каждый раз успевал сказать жене: «Все в порядке, ждите домой». Приказ о возвращении миротворческой роты в Беларусь стал главной, самой радостной новостью. В памяти осталось, как на прощание казахские коллеги искренне жали нам руки, приглашали в гости, уже под мирное небо Алматы. 

Сойдя с трапа самолета в Мачулищах, я вдохнул полной грудью: «Мы дома!» Казалось бы, силы должны быть на исходе… Но встреча с Президентом словно открыла внутренние резервы, второе дыхание. Думаю, не ошибусь, сказав, что все наши миротворцы испытали похожий подъем, гордость за то, что мы выполнили задачу, поставленную Главой государства и нашим руководством.

Казахстан глазами журналиста

Людмила Гладкая, обозреватель издательского дома «Беларусь сегодня»:

— Вы видели, как встречали наших мальчиков дома? Знаете, как волновались семьи, когда они, белорусские миротворцы, отправились в Казахстан помочь братской республике восстановить мир и порядок? Переживали не только их близкие — вся страна за ребят переживала. Парни вернулись, с честью выполнив поставленные задачи. Боевые задачи. Я горжусь знакомством и тем, что довелось поработать рядом с ними. 

Знаете, бывала на разных учениях, рассказывала и о повседневной службе ребят из Витебской воздушно-десантной бригады сил специальных операций. И в командировке в Казахстан наши военнослужащие, по сути, мало чем отличались от тех, какими они были в Беларуси. Все те же отличная подготовка и профессионализм. Те же сила и мужество, уверенность и надежность. 

Единственное — задачи белорусские военные теперь впервые выполняли боевые. Прекрасно это понимали и они, и главы государств, которые приняли решение направить коллективные миротворческие силы ­ОДКБ в страну, где, считай, шли боевые действия. Где в городах уже хозяйничали боевики, устраивали теракты, стреляли в людей, не щадили даже детей… Сжигали в зданиях, давили машинами. Издевались над живыми и мертвыми, отрезали головы… Государство лихорадило от всего этого ужаса. Однако помощь пришла и пришла вовремя. 

…Мы летели с миротворцами на военном Ил-76. Парни в бронежилетах, касках, оружие наготове… И ты веришь, что все у этих ребят под контролем. Военнослужащие отлично знают, что и как надо делать, как себя вести в той или иной ситуации. Это чувство защищенности было со мной на протяжении всей командировки. Военные понимали и то, что нас, гражданских людей, надо направлять. С этой не совсем обычной для них задачей бойцы тоже справились. По-военному, четко и тактично. 

Белорусские миротворцы охраняли важные объекты — например, крупный оружейный склад и военный аэродром, которые были лакомыми кусками для бандгруппировок, после городских погромов уверовавших в свою всесильность. То есть могло произойти всякое. И наши парни были к этому готовы.

Я же, глядя на ребят, думала и о другом. Вот в наряде молодой майор. Серьезный, даже где-то суровый. Такое время. А ты понимаешь, что дома его ждут жена, дети, родители. Понимаешь, что обскучался по своим, переживает за них так, что сердце, кажется, готово из груди выскочить. Однако сейчас эти мысли майор спрятал куда-то далеко, у него боевые задачи.

Офицер знает, что, защищая мир и порядок в Казахстане, он защищает также и Беларусь, свою семью, своих родителей. Если бы не миротворцы, Казахстан вряд ли бы выстоял. А дальше волна агрессии, нестабильность не только в этой республике, а во всем регионе. 

Глядя на последние события в странах, бряцанье оружием по периметру наших границ, трагедии у соседей, осознаешь, насколько хрупок мир и как важно его сберечь. Вот какая ответственность лежит на плечах этих мужественных ребят в военной форме, заодно показавших смачный кукиш устроителям гибридных атак. Рекомендую тем же натовцам правильно считать этот посыл. 

«Во исполнение решения Совета коллективной безопасности ­ОДКБ «О завершении миротворческой операции в Республике Казахстан» вывод воинских контингентов государств — членов ­ОДКБ с территории Республики Казахстан завершен, подразделения организованно, в установленные сроки прибыли в места постоянной дислокации. Потерь личного состава, вооружения и военной техники нет».

(Из телеграммы генсекретаря ­ОДКБ Станислава Зася главам государств — членов Совета коллективной безопасности ­ОДКБ, 19 января 2022.)

Факты об операции ­ОДКБ в Казахстане

♦ Данная операция, вплоть до деталей, была разработана президентами России и Беларуси в течение одного часа. Министерства обороны двух стран детализировали в генеральных штабах замысел двух глав государств — и уже через несколько часов вылетели первые самолеты в Казахстан. 

♦ Для доставки белорусских миротворцев в Казахстан, а также соответствующей техники было задействовано десять самолетов Ил-76МД Воздушно-космических сил России.

♦ В Казахстан отправились около 2,5 тысячи миротворцев из стран ­ОДКБ. 

♦ В Казахстане миротворцы из нашей страны пробыли семь дней.

Тяжело в учении — легко в бою

Миротворцы в беседе с журналистами как один подчеркивают: все примененные в Казахстане знания и навыки давно были отработаны на всевозможных учениях. Впрочем, военные маневры — это не только тренировка бойцов и их слаженности. Это возможность показать недоброжелателям свои зубы. Коллективный Запад (да и Украина) нынче обостряет, проявляет у наших границ небывалую активность. Идет отнюдь не тайная милитаризация. Наш ответ — это совместное белорусско- российское учение «Союзная решимость — 2022». Что оно собой будет представлять?

♦ Учение будет являться вторым этапом проверки сил реагирования Союзного государства и состоится с 10 по 20 февраля.

♦ Практические действия войск (сил) пройдут на полигонах Обуз-Лесновский, Осиповичский, Брестский, Гожский и Домановский, а также на отдельных участках местности. Планируется задействовать аэродромы Барановичи, Лунинец, Лида, Мачулищи.

♦ В ходе учения отработке подлежат следующие вопросы:

усиление участков государственной границы на возможных направлениях незаконного проникновения на территорию Республики Беларусь вооруженных групп боевиков, перекрытие каналов доставки оружия, боеприпасов и иных средств, которые могут использоваться для дестабилизации обстановки в стране с занятием назначенных рубежей и оборудованием блокпостов;

поиск, блокирование и уничтожение незаконных вооруженных формирований и диверсионно-разведывательных групп противника;

в назначенных зонах ответственности организация взаимодействия и всестороннего обеспечения;

отдельные вопросы постконфликтного урегулирования.

По материалам sb.by