Обратная связь

День всенародной памяти и геноцида

Сохранить факты о трагедии геноцида на нашей земле и транслировать их новым поколениям и миру — главная цель подписанного Указа Президента № 117

Президент 23 марта подписал Указ № 117, которым корректируется Указ от 26 марта 1998 года № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь». Название памятной даты изменено с «День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны — 22 июня» на «День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа — 22 июня».

В Озаричах нацистами было уничтожено почти 20 тысяч мирных  жителей. Людей использовали как тифозные мины. Если это не геноцид, то что?

Безусловное соответствие принятого документа не только исторической правде, но и самой ментальности белорусского народа подтвердили известные ученые и эксперты.

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, член-корреспондент НАН, доктор исторических наук, профессор:

— Это абсолютно справедливое — в первую очередь с точки зрения исторической науки — решение. Задолго до нас на тему геноцида обращал внимание известный шведско-американский историк Пер Андерс Рудлинг. Он писал про злодеяния коллаборационистов на территории Беларуси и отмечал, что с момента начала реализации плана «Барбаросса» характер войны совершенно изменился: если прежде любую военную кампанию в Европе можно было считать «нормальной европейской войной», то с 22 июня 1941 года во всех доктринальных установках, доведенных до высшего руководства вермахта и СС, война трактовалась Гитлером и его ближайшим окружением как расовая идеологическая, как война, нацеленная на массовое уничтожение. Об этом говорил и Гиммлер руководителям СС еще до начала войны: нападение на ­­СССР приведет к уничтожению до 30 миллионов славян.

А потому расширенная трактовка президентского указа отражает историческую правду — и это можно только поддерживать. Все это проистекает из объективных вещей прошлого, корректно и сообразуется как со здравым смыслом, с Законом «О геноциде белорусского народа», так и реалиями периода оккупации.

Как подсчитал швейцарский историк Кристиан Герлах, после войны на нашей земле должны были остаться лишь 1 миллион 300 тысяч сельскохозяйственных рабов. Планировалось в Минске и Минской области заселить 50 тысяч немецких колонистов и при них 100 тысяч белорусских рабов — по двое на каждого «господина». В Могилеве и Бобруйске — по 20 тысяч немцев и по 40—50 тысяч белорусов.

Вот почему предусмотренная президентским указом корректировка формулировки памятной даты 22 июня для нас абсолютно правильная: она сообразуется с исторической правдой. И с тем, что на территории Беларуси геноцид не просто имел место — он был многослойным.

Немцы отлично знали обо всех национальных конфликтах на оккупированных ими землях — и использовали этнических националистов в целях массового уничтожения белорусского народа и натравливания на него других этнических групп. Но это тема отдельного разговора, который мы обязательно продолжим на страницах «СБ. Беларусь сегодня».

Лилия Ананич, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации:

— Подписанный Главой государства Указ № 117 — это логическое продолжение государственной политики Беларуси по защите и сбережению исторической памяти и правды о Великой Отечественной войне. Мы говорим сегодня о том, что и в Конституции Республики Беларусь отражена тема исторической правды и памяти. И закрепление памятной даты 22 июня — необходимое и очень важное решение в контексте в том числе того, чтобы добиваться признания факта геноцида белорусского народа на мировом уровне.

В сознании каждого белоруса — и юного, и зрелого — память о геноциде должна быть святой и на века. Сама независимая Беларусь — суверенная, сильная, процветающая — будет лучшим воплощением памяти о невинно убиенных и вообще обо всех жертвах, страдавших от геноцида и от нацизма в целом.

Очень важно, чтобы в современном мире, где семена нацизма вновь дали свои ядовитые плоды, которые мы хорошо видим на примере Украины и других стран, в том числе коллективного Запада, был столь достойный ответ нашей страны. Беларусь всегда чтила и свято чтит подвиг героев, Победу советского народа, который сломал хребет фашизму. И эту трагедию — геноцид белорусского народа — мы никогда не забудем. И будем всегда давать достойный отпор любому, кто попытается посягнуть на нашу страну.

Наша память — сильнейшая вакцина от подобных поползновений, ведь именно беспамятство — питательная среда для нацизма, неонацизма и прочих подобного рода разрушительных проявлений на планете. Но в нашей стране перед твердыней белорусского государства, духа белорусского народа и его исторической памяти такие поползновения обречены.

Вячеслав Данилович, ректор Академии управления при Президенте, кандидат исторических наук, доцент:

— Это неоспоримый факт, что произошедшее 22 июня 1941 года фактически положило начало реализации политики геноцида в отношении белорусского народа и людей всех национальностей, проживавших на территории республики. Поэтому правильны и принятие в нашей стране Закона «О геноциде белорусского народа», и корректировка указом ­Президента названия даты 22 июня.

Наша священная обязанность, я в этом глубоко убежден, — сохранить память о трагедии геноцида на нашей земле и транслировать ее нашим потомкам. Установление такой памятной даты, безусловно, будет способствовать этому важному и крайне необходимому в современном мире делу.

Данное решение совершенно логично и находится в русле реализации государственной исторической политики в целом и того, что 2022-й у нас объявлен Годом исторической памяти. 

Очень важно, что и Генеральная прокуратура нашей страны расследует факты геноцида в отношении белорусского народа, их систематизирует, и тем более весьма существенно, что такие сведения будут продвигаться на международном уровне. Пять томов, которые уже собраны, направлены Генеральной прокуратурой в различные международные инстанции, и работа эта не прекращается. Мы должны сделать все возможное, чтобы выявить и учесть все факты геноцида, имевшие место на нашей земле со стороны нацистских захватчиков и их пособников.

Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований:

— Дата 22 июня — дата памяти начала Великой Отечественной войны, нападения фашистской Германии на Советский Союз. После событий 2020 года, попытки реванша фашистской идеологии и нацистских деструктивных элементов, в нашем обществе возник вопрос о том, что мы должны отмечать 22 июня не просто как день памяти жертв Великой Отечественной, но и подчеркивать, что именно с этой даты начался геноцид белорусского народа, тотальное уничтожение нашего населения фашистской Германией с участием нацистских подразделений республик Балтии и Украины. Именно после этой даты стали сжигать деревни, уничтожать мирное население, в том числе в концлагерях. Все это мы должны помнить, обозначать — и передавать нашим новым поколениям, чтобы молодежь помнила об этом и осознавала, что белорусская нация выжила в жесточайших условиях.

Мало того, полагаю, сегодня встает вопрос о том, чтобы все приезжающие к нам — послы, различные внешнеторговые, экономические делегации — посещали наши мемориальные комплексы и отдавали дань исторической памяти белорусскому народу.

И самое главное, признавали геноцид белорусского народа. Таким образом будет уважение и к нашей истории, и к Беларуси. И мы не позволим кому-либо из других стран пытаться подменить нашу историю и заставить нас забыть ужасы, перенесенные нашим народом. 

Вадим Гигин, председатель правления ­­РГОО «Белорусское общество «Знание», кандидат исторических наук, доцент (в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио»):

— Если забывать уроки Великой Отечественной войны, будет происходить то, что происходило в последние годы в Украине. Ее власти и политические деятели подводили страну к кризису государственности, который сейчас и наблюдаем. Во многом это шло через историческое беспамятство. Зеленский получил достаточный ответ от израильских политиков, когда осмелился сравнить нынешние события с Холокостом. Реакция израильского общества была крайне негативной. Сравнивать нынешние события с тем, что происходило, кощунственно.

По материалам sb.by