Материал подготовил воспитатель дошкольного
образования высшей квалификационной категории Гончар А.В.
Реализация содержания учебной программы дошкольного образования способствует формированию у воспитанников гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, нравственной, эстетической культуры, приобщению к общечеловеческим ценностям.
Формирование национального самосознания у воспитанников учреждения специального образования (далее-УСО) связано с осознанием своей общности с белорусским народом на основе представлений о его истории и национальной культуре. Работа по формированию национального самосознания требует большой опоры на когнитивную сферу ребёнка с нарушениями зрения, в связи с чем целесообразно применение методов и приемов, которые отличаются многообразием и спецификой освоения самого содержания.
Выделяют пять конкретных методов обучения и воспитания: информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый или эвристический и исследовательский.
Информационно-рецептивный — объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности педагога с детьми, при котором педагог сообщает готовую информацию, а воспитанники воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Информация сообщается в виде рассказа, беседы, объяснения, с помощью наглядных средств (картины, схемы, видеопрезентации, демонстрация объемных макетов, моделей, натуральных объектов), практического показа способов деятельности. Данный метод позволяет воспитанникам чувственно воспринимать материал: они смотрят, ощупывают, наблюдают, соотносят новую информацию с имеющимися у них сведениями.
Репродуктивный метод (от слова репродукция — воспроизведение) сам по себе не формирует у детей умений и навыков использования полученных представлений, поэтому педагог организовывает деятельность воспитанников по неоднократному их воспроизведению. Для этого используются игры, упражнения, задания, различные формы самоконтроля (в т.ч. алгоритмы). Информационно-рецептивный и репродуктивный методы чаще всего применяются во взаимосвязи, но первый всегда предшествует второму. Вместе они способствуют формированию основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).
Проблемное изложение. Суть его заключается в том, что педагог ставит перед воспитанниками проблему и сам ее решает, но при этом он показывает ход своих мыслей и рассуждений. Иначе этот метод можно назвать рассказ-рассуждение, педагогом могут быть использованы слово (логическое рассуждение), текст книги, видеопрезентация, аудиозаписи и т. п. Таким образом, воспитанники не только воспринимают, осознают и запоминают готовую информацию, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли педагога.
Частично-поисковый (или эвристический) метод: способ поиска решения проблемы определяет педагог, но сами решения отдельных вопросов находят воспитанники. Часть информации сообщает педагог, часть дети добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные ситуации. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.
Исследовательский метод — это способ организации творческой деятельности воспитанников по решению новых для них задач. Главная особенность метода заключается в том, чтобы научить воспитанников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи. При использовании этого метода используются такие традиционные средства обучения, как слово, наглядность, практическая деятельность.
Специфика познавательной деятельности детей с нарушениями зрения обуславливает необходимость применения как общих, так и специальных методов.
Важное место в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения занимает наглядный метод: наблюдение окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (предметы декоративно-прикладного искусства, макеты, муляжи, модели). Перед демонстрацией наглядности необходимо сформулировать задачи занятия, дать детям верную установку, сообщить, на что следует обратить особое внимание. Во время демонстрации сюжетной картины сначала необходимо раскрыть детям общее содержание, а затем переходить к её детальному изучению с помощью вопросов, инструкций: сначала обратить внимание детей на то, что изображено на переднем плане, затем – на среднем, на заднем (если это картина с многоплановым изображением).
Воспитанникам с низкой остротой зрения необходимо помочь последовательно рассмотреть всё изображение, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно объяснения по содержанию изображённого.
Для формирования у детей полноценных представлений необходимо не только правильно выбрать наглядность, но и методически грамотно её преподнести, так как воспитанники испытывают затруднения в выделении характерных признаков предметов и их изображений, различении сходных по форме изображений.
Для эффективности использования наглядности в работе с воспитанниками УСО необходимо соблюдать следующие условия:
— наглядность должна быть размещена в хорошо освещённом месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии, чтобы каждый ребёнок мог её рассмотреть.
— Для обследования наглядности воспитанникам необходимо вдвое больше времени, чем нормально видящим.
— Предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть её, обследовать с помощью осязания.
— В ряде случаев наглядность следует внести в группу до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть её. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.
— Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением её с реальными предметами.
— При демонстрации новых игрушек, предметов декоративно-прикладного искусства обратите внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами.
Для ознакомления воспитанников с государственной символикой целесообразно использовать следующие методы и приемы:
— рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяснением элементов государственных символов, что позволит ребенку более четко увидеть детали и различать их;
— рассматривание предметов с изображением Государственного герба Республики Беларусь (обложка паспорта, свидетельство о рождении, марки, правительственные награды);
— привлечение внимания воспитанников к изображениям символов нашего государства, встречающимся в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;
— объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь; прослушивание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания (исполнения) гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
— беседы с воспитанниками о том, где и когда используется государственная символика (например, в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь);
— наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте накануне дней государственных праздников и праздничных дней с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников и др.
Эффективными при реализации задач по формированию национального самосознания являются приёмы:
— сюрпризный момент, в которой “спряталась” тема, необычное начало занятия (приход гостя, героя, использование загадки, открытка, рассматривание картины, слушание стихотворения, приглашение в путешествие);
— использование поговорок, пословиц, малых форм белорусского фольклора, загадок помогают ввести детей в окружающий мир, развивать фантазию, мышление;
— стихи содействуют созданию атмосферы доверия в беседах о маме, природе, Родине;
— проблемные ситуации (предложить найти выход с помощью анализа, обобщения, сравнения (могут сравниваться гербы разных стран, флаги; город – деревня);
— игровые приёмы «Спрашиваю – отвечай”, “Закрой глаза и представь”, “Загляни в конверт”, “Сложи из частей”;
— игровые образовательные ситуации, которые “ перевоплотят” детей в учителей, дадут возможность каждому ребенку больше раскрыться, активизировать речь;
— игровые поручения: “Спроси у бабушки”, “Сходи на экскурсию”;
— прослушивание музыкальных произведений;
— творческие задания: “Нарисуй, что представил”, “Придумай сам”, “ Укрась …”;
— тайное сообщение о теме следующего занятия заинтересует детей, будет способствовать желанию продолжить деятельность;
— воображаемые ситуации («путешествия» использованием рюкзаков, биноклей, фотоаппаратов, вдохновит на изображение темы занятия в рисовании, лепке, аппликации) .
Следует отметить, что в работе с воспитанниками с нарушениями зрения рекомендуется обращать внимание на развитие эмоционального отношения и восприятия природы, искусства. Так, в панораму природы можно включить и восприятие шелеста листьев, запаха травы и цветов, щебетание птиц, тепло солнечных лучей, журчание ручья — все то, что вызывает радостные эмоции общения с природой, способствует возникновению чувства любви к родному краю, природе.
Средствами формирования национального самосознания детей с нарушениями зрения являются белорусский фольклор, государственная геральдика, белорусский орнамент, национальная одежда, родная природа, родной язык, традиции, обряды, детская художественная литература, картины, альбомы, слайды и др.
В современной науке и педагогической практике особое значение уделяется активности со стороны не только взрослого, носителя этой культуры, но роли собственной активности ребенка в познании окружающего мира. Источником активности ребенка в значительной мере является предметная среда, целенаправленно организованная и направленная на активность воспитанников.
Для этого в группе можно разместить:
— альбом с песенками, загадками, подобранными к ним рисунками;
— атрибуты к белорусским народным играм;
— открытки «Наш город», «Наша страна»;
— дидактические игры «Сложи узор», «Украшение одежды», «Назови по-белорусски», «Назови сказку», «Сложи содержание сказки», «Жители белорусских лесов»;
— альбомы и фотографии белорусской природы;
— альбомы с рисунками животных и растений Белоруссии;
— куклы в белорусской национальной одежде;
— аудиозаписи музыкальных произведений белорусского фольклора.
- иллюстрированная библиотека устного народного творчества, белорусской художественной литературы, наглядно-иллюстрированные материалы, отражающие быт, традиции и обычаи белорусского народа;
- элементы национального костюма, предоставленные детям для самостоятельной театрализованной деятельности;
- модели и макеты карты Белоруссии, предметов национальной материальной культуры, предназначенной, как для рассматривания, так и для самостоятельной деятельности детей.
Перечисленные средовые ресурсы, используемые в совместной деятельности детей с воспитателем, который выступает как носитель знаний и представитель национальной культуры, является эффективными при развитии национального самосознания воспитанников УСО.
Таким образом, применение рационально подобранных методов и приемов, совместная деятельность педагогов с детьми в данном направлении с использованием средовых ресурсов способствует созданию условий для успешной реализации поставленных образовательных задач.
Список используемых источников:
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006.
- Н.В. Пралыгіна «Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці ў дзяцей дашкольнага ўзросту сродкамі вуснай народнай творчасці. Мазыр “Белы вецер” 2010.
- Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: ИКП РАО, 1995.
- С.Б. Павлов “Мой родны кут…» ТАА ВД «Белы Вецер» 2006.
2.И. К. Гришкевич “Спадчына маей краіны” Мозырь”Содействие” 2006. - Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь, Минск : Нац. инст. образования, 2022— 383 с.
Интернет-ресурсы: