Обратная связь

Одним из важных направлений деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, является повышение качества информационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников, поиск эффективных форм работы по повышению их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.

От качества работы учреждения специального образования с семьями обучающихся зависит уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей.

Только эффективно организованное сотрудничество способствует построению взаимодействия с семьями на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Ребёнок с особенностями психофизического развития особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которую наиболее полно на ранних этапах развития удовлетворяет семья. Но не каждый родитель понимает важность этой задачи.

В процессе индивидуальных бесед и анкетирования было выявлено, что многие семьи испытывают затруднения в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Актуальным стало обсуждение степени участия мужчин в воспитании подрастающего поколения, желание привлечь внимание сильной половины человечества к продуктивному взаимодействию со своими детьми: «Научите папу правильному общению с ребенком. Помогите объяснить мужу, что любовь отца, как и матери, необходима для нормального развития ребенка».

В настоящее время представлен широкий выбор различных форм взаимодействия с семьёй, но не через все формы можно вовлечь родителей в образовательный процесс. Наиболее востребованы родителями только те, которые направлены на активное восприятие информации через непосредственное участие и реализацию конкретных действий, позволяющих увидеть результаты совместной деятельности.

Одной из эффективных и систематических форм взаимодействия с родителями в специальном детском саду является реализация проекта консультационно-просветительских встреч с отцами наших воспитанников в клубе «Папа рядом!». Целью деятельности клуба стало формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения.

Для реализации цели поставлены задачи:

  • познакомить родителей с различными областями психологических знаний по воспитанию детей с нарушениями зрения;
  • способствовать формированию адекватного восприятия особенностей психофизического развития своего ребенка;
  • разработать рекомендации коррекционно-профилактического и информационного характера по формированию представлений и умений компенсаторного характера детей;
  • обучить родителей специальным приемам, необходимым для обучения, воспитания или закрепления различных умений и навыков;
  • обеспечить единство подходов в вопросах развития детей с нарушениями зрения;
  • разнообразить формы работы с семьей, сделать процесс общения в системе «педагог-родитель» более свободным, дифференцированным, гибким.

Родительский клуб создан в 2016 и является местом, где в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества всегда есть возможность его участникам (отцам и детям) развивать свои творческие способности, быть интересными друг для друга. В клубе всё подчиняется общению, все участники – союзники, равные и самостоятельные.

При планировании встреч предусматривается учет интересов отцов и детей, отсутствие жесткой регламентации, вариативность, динамичность и гибкость содержания. Тематика заседаний варьируется в зависимости от социального запроса родителей: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Мой папа – лучший!», «Забавы на диване», «Мы – великие артисты», «Узнай свой край», и т.д.

В работе клуба принимают участие различные специалисты специального детского сада: педагог-психолог, руководитель физического воспитания, музыкальные руководители, медицинские работники, а также родители воспитанников и дети.

Встречи в клубе «Папа рядом!» состоят из двух частей. Первая часть встречи направлена на организацию тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью выработки единства требований к воспитанию и развитию детей с нарушениями зрения, обеспечению преемственности в работе специального дошкольного учреждения и семей обучающихся. Отцам предоставляется возможность просмотреть презентации, видеоролики и послушать информацию о роли отца в семье и воспитании детей с нарушениями зрения, обсудить ситуации, обменяться опытом, поделиться впечатлениями.

Вторая часть встречи представляет собой непосредственное взаимодействие отца и ребенка: это веселые разминки и физические упражнения, подвижные игры и эстафеты, направленные на обучение родителей соблюдению двигательного режима воспитанников, а также конкурсы и совместные творческие задания, которые обязательно сопровождаются музыкальными композициями, что помогает эмоционально сблизить всех участников клуба.

В период неблагоприятной эпидемиологической обстановки апробированы информационно-коммуникативные формы взаимодействия. Приоритетность их применения обусловлена не только постоянной возможностью виртуального взаимодействия посетителей клуба, но и обменом актуальной информацией между родителями воспитанников и педагогическими работниками, презентацией эффективного опыта семейного воспитания. Освещение работы клуба систематически осуществляется на официальном сайте учреждения специального образования, а самые активные участники заседаний отмечаются дипломами и ценными подарками с логотипом мероприятия.

Опыт работы в родительском клубе «Папа рядом!» показывает: отцам сложно прийти на первую встречу. Однако полученные яркие впечатления, положительных эмоции от совместно выполненной работы, развитие творческого воображения взрослых и детей в процессе игрового взаимодействия – все это мотивирует членов клуба «Папа рядом!» на новые встречи.

Кулеш Татьяна Леоновна,

заместитель заведующего по основной деятельности