Обратная связь

Занятия и игры, которые требуют достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определенной позы, и сопряженный со значительными зрительными нагрузками для ребенка — труд. В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, тренировочные упражнения, гимнастика для глаз, которые целесообразно включать в образовательный процесс.

Так как в период окклюзионного лечения ребенок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое утомление, усталость у него наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников.

В связи с этим, зрительное восприятие становится неполным, интерес к занятиям снижается, самочувствие ухудшается, а работоспособность падает.

С целью профилактики утомления и повышения работоспособности амблиопичного глаза через каждые 7-10 минут зрительной работы детям с нарушениями зрения необходимо организовать отдых для глаз.

2-3 минутный перерыв проводим рационально, эффективно, например, в виде гимнастики для глаз и других видов упражнений для укрепления и восстановления работы глазных мышц.

Гимнастика и упражнения проводятся в виде разнообразных движений глаз, способствующих:

·развитию двигательных способностей глаз;

· активизации кровообращения в области глаз и мозга;

·улучшению координации движений глаз и головы;

·повышению устойчивости вестибулярных реакций;

·тренировке мышц глаз.

После выполнения таких упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укрепить окологлазные мышцы.

Физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями для мышц глаз являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления зрения.

Комплекс 1 – способствует снятию статистического напряжения с мышц глаза, улучшению кровообращения.

1. И.п. сидя: плотно закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 с (5 — 6 раз подряд).

2. И.п. сидя: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3-4 раза).

3. И.п. сидя: вращение глазами по кругу по 2 – 3 с (3 –4 раза).

4. И.п. сидя: быстрое моргание в течение 1 — 2 мин.

5. И.п. стоя перед окном: смотреть вдаль 3 — 4 мин.

Комплекс 2 – способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаза.

И.п. стоя:

а) смотреть прямо перед собой 2 – 3с;

б) поставить указательный палец на расстоянии 25 – 30 см от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3 –5 с, опустить руку, повторять 4 – 5 раз.

И.п. стоя, ноги на ширине плеч:

а) опустить голову, смотреть на носок левой ноги;

б) поднять голову, посмотреть на правый угол комнаты;

в) опустить голову, смотреть на носок правой ноги;

г) поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты

(повторить 3 – 4 раза).

И.п. стоя у окна:

а) посмотреть на вершины деревьев перед окном;

б) перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;

в) отыскать и проследить за летящей птицей или самолетом;

г) назвать транспорт, стоящий или проезжающий по дороге (2 раза). 

Комплекс 3 – улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение совершенствует координацию в горизонтальной плоскости.

1. И.п. сидя:

а) тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и подержать 1 – 2 с;

б) снять пальцы (повторить 3 – 5 раз).

2. И.п. сидя:

а) вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица;

б) медленно приближать палец, не сводя с него взгляда (повторить 3–4 раза).

3. И.п. стоя, голова неподвижна:

а) отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону;

б) медленно передвигать игрушку справа и следить за ней глазами;

в) повторить в обратную сторону (делать упражнение 4 – 5 раз).

Комплекс 4 – способствует улучшению координации движения глаз и головы, развитию сложных движений, повышает устойчивость вестибулярных реакций.

1. а) поднять глаза вверх;

б) опустить глаза;

в) повернуть глаза в правую сторону;

г) повернуть глаза в левую сторону (повторить 3 – 4 раза).

2. а) поднять глаза вверх;

б) сделать ими круговое движение по часовой стрелке;

в) сделать ими круговое движение против часовой стрелки (повторить 2 – 3 раза).

3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч:

а) посмотреть на носок правой ноги;

б) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке (повторить 2- 3 раза);

в) опустить голову, посмотреть на носок правой ноги;

г) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке (повторить 2 – 3 раза). 

Комплекс 5 – способствует тренировке мышц, формированию сложных движений мышц глаза, восстановлению кровообращения в области мышц глаза.

И.п. стоя, руки с мячом внизу:

а) поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза, посмотреть на мяч;

б) опустить мяч;

г) опустить мяч;

И.п. стоя, руки с мячом вытянуты вперед:

а) качание рук влево, вправо с отслеживанием глазами за мячом (повторить 5 – 6 раз).

И.п. стоя, руки с мячом внизу:

а) медленное круговое вращение сверху вниз в правую
сторону;

б) вращение в левую сторону, следить за направлением
движения мяча (повторить 4 – 5 раз).

И.п. стоя, мяч в вытянутых руках. Сгибание рук:

а) поднести мяч к носу;

б) отвести в исходное положение, прослеживать глазами за движением мяча (повторить 4 – 5 раз).

Зная, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, наполнив упражнения с тренажёрами игровыми действиями, можно повысить остроту зрения даже самым маленьким детям, а следовательно, развить познавательные способности и творческий потенциал детей с нарушением зрения.

Так, при проведении упражнений для глаз, широко используются различные зрительные ориентиры (настенные картинки, изображения на палочке (бабочки, автомобили, мяч, герои сказок, персонажи мультфильмов), на указке, цветные колпачки, надевающиеся на пальцы, звенящие колокольчики, летающие бабочки). Их использование позволяет упражнять детей с нарушениями зрения в сосредоточении взора на неподвижном и движущемся объекте осознанно, непринужденно, с интересом. Для лучшего восприятия упражнений для глаз, применяем стихотворные формы словесных подсказок. Вот некоторые из них:

— Глаза вправо отведу, на соседа посмотрю.
Посмотрю теперь я прямо и закрою их руками.

— Если взгляд отведу, — шарик слева я найду.
Теперь вправо посмотрю, глазами шарик поищу.

— Подниму глаза я кверху, отыщу цветную ленту. 
Потом снова опущу и на метку посмотрю.

 Сядьте ровно, по порядку! Глазки сделают зарядку! 

— Поиграем мы немножко и потрём свои ладошки. Сильно руки растираем, ими глазки закрываем! Раз, два, три, четыре, пять! Наши детки будут спать! будут спать! 

— Продолжаем мы играть! Будем головой качать! Вправо, прямо, Влево, прямо! И вперёд, потом назад. Вправо круг И влево круг. Ведь зарядке каждый рад! 

— В поле бабочка порхала – яркий мотылёк. И легко перелетала с цветочка на цветок. Полетаем вместе с ней, последим глазами, Красоту родной природы мы увидим сами! 

— Вертолёт с пропеллером в воздухе завис! Детям развозил подарки. Вверх и вниз вверх и вниз. 

 — С рыбкой золотой играли, от неё не отставали! 

Фея из далёкой сказки приглашает поиграть. Вместе с нею полетать. 

Мы старались, упражнялись, глазки наши занимались. Снова сели по порядку. Мы закончили зарядку. 

Упражнение по Аветисову проводим с меткой на стекле.

Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм, которая находится на уровне глаз на расстоянии 30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и на метку.

Таким образом, перефокусируя взор, то на точке, то на дальнем объекте не только предупреждаем нарастающее утомление и восстановление работы мышц глаз, но и нарабатываем остроту зрения.

Ежедневно проводить одно и тоже упражнение механически, детям скучно, но при включении их в игры, тренировка проходит с интересом, а значит эффективно.