Обратная связь

Материал подготовил педагог-психолог Михалович Л.С.

Представления о времени можно отнести к одному из самых сложных и в то же время важных педагогических навыков для детей дошкольного возраста.

Время является достаточно сложным объектом познания. Оно относится к философской категории и рассматривается как форма существования материи, которая отражает непрерывное развитие природы, общества, человеческого сознания. Все события окружающей действительности мира происходят во времени. Оно дисциплинирует жизнь и деятельность человека, люди подчинены его ходу, хотя порой это и остается не замеченным.

Ориентирование во времени жизненно необходимо ребенку как будущему члену социума. Умение ориентироваться во времени позволяет ребенку успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающую среду, и, таким образом, осуществлять подготовку к школе.

В восприятии времени ведущая роль принадлежит кинестетическому и слуховому анализаторам. В различении времени большую роль имеют циклические природные явления: восход и заход солнца, смена дня и ночи, морские приливы и отливы, и многие другие явления. Важнейшие системы организма человека также функционируют циклично.

Таким образом, сам жизненный процесс, который осуществляется в организме и вне его, с постоянными циклами, ритмами, темпом можно считать основой для переживания времени.

Время воспринимается ребенком опосредованно по каким-либо конкретным признакам. Но эти признаки не стабильны, зависят от времени года, от географических положений.

С детьми дошкольного возраста проводиться работа по формированию и закреплению понятий о движении времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости. Она должна осуществляться постепенно — на основе накопления ребенком личного опыта восприятия времени.

Однако отмечаются трудности в восприятии времени и относительно позднем развитии временных представлений у детей дошкольного возраста. К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени как объективной реальности: его текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в её начале и конце), его необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. Все это в значительной степени усложняет восприятие времени детей.

Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем ли через чередование каких-то постоянных явлений.

Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительно характера. Что означают, например, слова теперь — сейчас или сегодня — вчера — завтра? При тождественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на который они указывают, непрерывно передвигается. Это обстоятельство составляет те трудности, с которыми дети не сразу могут справиться.

Большую роль в восприятии времени детьми играют ритмичные процессы жизнедеятельности, с их правильным чередованием работы и покоя. Вероятно, ребенок как-то ощущает и цикличность деятельности организма, и ритмичность деятельности внутренних органов.

Примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени. Первоначально появляются наречия, определяющие временную последовательность: сейчас, сначала, теперь. Дети еще плохо владеют грамматическими формами прошедшего и будущего времени, поэтому они смешивают такие временные наречия, как теперь, сейчас, потом. Постепенно для детей дошкольного возраста время уже не исчерпывается настоящим. Короткое время включается в другое, более длинное и общее, к пониманию его длительности ребенок подходит уже не ощущением, а размышлением о чем-то таком, что существует вместе с событиями, но и как бы отдельно от них.

Таким образом, у детей дошкольного возраста образуется ясное для конкретных событий представление о прошедшем, настоящем и будущем.

Источники:

https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/01175274_0.html

https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1957