Глазная патология | Шифр МКБ — 10 | Рекомендации по созданию оптимальных условий для деятельности глаз | Противопоказания при организации физкультурно-оздоровительной работы |
МИОПИЯ (близорукость) — аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки). Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение сетчатки (ощущение — «заискрилось» в глазах) | H52.1 | — обязательно хорошее освещение: освещенность поверхности стола – 500 ЛК., на занятиях при самостоятельной работе-1500 ЛК; — ребенок должен сидеть в первых рядах, ближе к источнику естественного освещения (окну); — постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом; — допустимая зрительная нагрузка-10 мин.; — зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия; — строгое соблюдение режима дня, пребывание на свежем воздухе, закаливание; — необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов); — при близорукости не допускается зрительная перенагрузка. | — нельзя низко наклоняться, беречь спину; — исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости); — запрещены кувырки, подъём тяжести, монотонные и сильные сотрясения тела. |
ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость) — аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой глаза) | H52.0 | — легче смотреть вдаль; — предметы для демонстрации, работы подбираются крупные, красочные; — трудно выполнять задания в рабочих тетрадях, альбомах — чаще практиковать выполнение заданий на вертикальной поверхности (фланелеграфе, доске). | — возможны физические нагрузки (но дозировка индивидуальная). |
АСТИГМАТИЗМ — рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая | H52.2 | -дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности; при смешанном астигматизме ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому: -использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками; -ребенок испытывает затруднения при соединении элементов и линий на рисунках, так как не видит четко границы рабочей зоны (тетради, листа, стола) и других плоскостей; -неуклюжи за столом — все роняют. | — возможны физические нагрузки (дозировка индивидуальная), в случае миопического астигматизма (см. противопоказания при миопии). |
АМБЛИОПИЯ. Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата | H53.0 | -при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов; -допустимая нагрузка- 10 минут; -отдых для ребенка — это работа на слух; -использовать виды работ на повышение остроты зрения такие, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, пазлов, рассматривание картинок, работа по трафаретам, разрезные картинки. | — возможны физические нагрузки (дозировка упражнений индивидуальная) |
КОСОГЛАЗИЕ (девиация). Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси. — снижаются зрительные функции, отсутствует бинокулярное зрение ( нет слияния в единый образ) | H50 сходя-щееся (H50.0) расходя-щееся (H50.1) | при сходящемся косоглазии: -работать на приподнятой поверхности (подставка); -необходимо наличие конторок для рассматривания иллюстраций и предметных картинок. при расходящемся косоглазии: — работа на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали; — использовать индивидуальные карточки; — развивать слуховое внимание -не предъявлять наглядность на вертикальных поверхностях (стена, фланелеграф, подставка, доска). | — исключить перепрыгивания через преграду; — нельзя требовать точности при включении упражнений на попадание в цель; — дифференцировать игры с мячом: при расходящемся косоглазии (прокатывание по горизонтальной поверхности), при сходящемся косоглазии (вверх-вниз, упражнения по вертикали). |
НИСТАГМ Патология глазодвигательной системы — качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом. Причина — поражение центральной нервной системы | H55 | — так как нарушена функция взора, недопустима работа у доски, на фланелеграфе, на вертикальной поверхности; — работать по индивидуальной наглядности, оречевляя, что изображено и комментируя выполнение задания; -при рассматривании иллюстраций нижнюю границу предмета контролировать с помощью линейки, через рамочку; — смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, так как требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей; — нельзя нервировать ребенка, так как учащаются колебания глаза. | — исключить игры с мячом, требующие слежения за перемещающимся объктом или предметом; — исключить резкие движения, повороты головы; — недопустимы сильные сотрясения тела и головы, упражнения на матах и фитболах. |
КАТАРАКТА. Помутнение хрусталика. Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика) | Q12.0 H27.0 | — иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение; — допустимая зрительная нагрузка 10-15 минут; — отдых 7-10 минут (работа на слух, устное выполнение заданий); — использовать демонстрационные приёмы (показ таблиц, схем, натуральных предметов). | — для детей с афакией ограничивать физические нагрузки; — исключать резкие движения, поднятие тяжести; — недопустимы сильные сотрясения тела; — исключить кувырки и упражнения на матах и фитболах. |