Обратная связь

Материал подготовил заведующий,  Орехво Э.В.

Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».

Развитие пространственно-временной представлений у ребенка происходит в неразрывной связи с развитием его речи и мышления, с помощью которых он абстрагирует и обобщает пространственные и временные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами.

Существенные изменения в восприятии данных математических категорий у ребенка наблюдаются в связи с появлением в его словаре специальных слов, обозначающих форму, величину и пространственное расположение предметов и вещей, временные отношения.

Особенности формирования познавательной деятельности детей с нарушениями зрения значительно замедляют процесс формирования ориентировки во времени. Временные представления не только формируются позже, чем у нормально развивающихся детей, но и отличаются качественно.

Наибольшую трудность вызывает у детей как обобщенная, так и конкретная терминология, обозначающая временной интервал, — сутки. Большинство детей различают только утро, ночь, причем словом «утро» обозначают всю светлую часть суток. Дети определяют время суток преимущественно по режимным моментам, связывая их с определенным видом деятельности, постоянно повторяющимся в определенный отрезок суток. Временные представления, у детей с недостатком зрительного восприятия, формируются медленнее, чем у нормально видящих сверстников. Действия этих детей характеризуются неупорядоченностью, фрагментарностью. У детей с нарушениями зрения в связи с недостаточным уровнем развития практических действий довольно часто наблюдается снижение уровня самостоятельности, неуверенность в своих действиях, поэтому они часто не доводят начатое дело до конца, а иногда и отказываются от его выполнения.

Такие дети зачастую не знают времен года, названий месяцев, имеют нечеткие представления о продолжительности временных периодов, испытывают затруднения при определении их последовательности, слабо владеют временной терминологией.

В связи с этим необходима постоянная работа по формированию у детей с нарушениями зрения представлений о времени, основанная на знании особенной его восприятия данной категорией детей.

Так, на ранних этапах развития ребенок ориентируется во времени на основе вневременных, качественных признаков. Интерес детей к временным отношениям возникает очень рано. И хотя малыши с трудом овладевают специальными временными терминами, они по мере развития речи начинают правильно пользоваться временными оттенками глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

Вместе с тем, даже если слова-названия отсутствуют в словаре ребенка, это еще не означает, что у него нет представления об этих отрезках времени. Слова «день» и «вечер» заменяются часто указанием конкретных действий, совершаемых в данное время («День — когда обедаем», «Вечер — когда мама за мной придет» и т. п.).

Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо конкретным признакам. Но эти конкретные признаки («Утро — когда светло и дети идут в детский сад», «Ночь — когда темно, дети и взрослые спят») нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места. Важное значение при определении частей суток имеет и индивидуальный опыт ребенка. Признаки ночи (темно, все ложатся спать) могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам.

Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда взрослый специально вычленяет в ней эту сторону жизни. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т. п. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках.

Дети с нарушениями зрения 4-го года жизни уже более четко локализуют во времени события, обладающие отличительными качественными признаками. Они начинают различать части суток, связывая их с привычными для этих отрезков делами, соотносят к определенному времени и некоторые события, хорошо им знакомые и эмоционально привлекательные: «Елка — когда зима», «Поедем на дачу, когда лето» и др.

Дети четырех-пяти лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта, например, они знают, что после выходного дня бывает музыкальное занятие или занятие по счету, и ждут их, готовятся к ним, спрашивают о них педагога. Однако представления о длительности этих занятий неточны, и, хотя взрослый нередко предупреждает детей, что осталась одна минутка до конца занятия и следует поторопиться, это предупреждение не организует деятельность детей, так как они не представляют себе длительность минуты; слово минута не связана у них с чувственным восприятием.

Что же касается представления о более длительных промежутках времени, то даже у старших детей они неточны. Тем более, весьма смутны их представления о далеком прошлом. Однако интерес к прошлому у детей — имеется, но по-разному локализуется во времени у разных детей, что в значительной мере зависит от того, уделяют ли взрослые внимание ознакомлению детей с временными отношениями, ведут ли с ними беседы о локализации во времени разных известных ребенку событий.

В формировании представления о времени большую роль играет слово: в нем абстрагируются и обобщаются различные отрезки времени по их длительности: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год и др. Точность использования детьми этих специальных обозначений зависит от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов, какими основными признаками будет он характеризоваться. Весьма важно найти иные средства наглядности, которые бы раскрыли зависимость смены суток, времен года и т. д. Должны быть найдены общие признаки, характерные для понимания того или иного эталона. Понимание смены суток служит основой для ознакомления детей со значением других временных эталонов (дней недели, месяцев, сезонов, лет и др.), каждый из которых наполняется у детей своеобразными конкретными признаками. Так, время активно начинает выступать для детей как характеристика реальных жизненных процессов: оно характеризует длительность, быстроту, последовательность, темп и ритм этих процессов. Большинство детей шестого года жизни не умеет ориентироваться в движении стрелок на часах, а значение ручных часов толкует как украшение, которое взрослые носят на руке. Многие дети шести-семи лет не могут назвать последовательности дней недели, месяцев, не соотносят с ними даты знакомых им праздников, так же как не соотносят и месяцев с сезонами года, — не знают причинной зависимости времен года. Не представляют дети и продолжительности тех или иных режимных моментов, длительности различных видов деятельности. Это происходит потому, что эпизодическая работа (проводимая с детьми преимущественно словесным методом), во время которой детей знакомят с признаками частей суток, сезонов, заучивают последовательность дней недели, месяцев носит часто формальный характер, не формирует у детей основных понятий о времени о его текучести и необратимости, о ритме и темпе, о смене и периодичности времени. Получаемые детьми сведения об отдельных временных обозначениях остаются на поверхности детского сознания, не раскрывают временных отношений.

Таким образом, знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.

Источники:

https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/01175274_0.html

https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1957