Обратная связь

Практика обучения и воспитания детей с нарушениями зрения позволяет выделить три основные группы препятствий эффективного взаимодействия ребенка с нарушениями зрения с образовательной средой в условиях учреждения дошкольного образования:
1. Специфические особенности зрительного восприятия.
2. Специфические особенности познавательной деятельности.
3. Специфические ограничения взаимодействия с окружающим миром.

Специфические особенности зрительного восприятия:

— нарушение предметности (получаемые с помощью зрения сведения об окружающем не всегда соотносятся с наполняющими его объектами);
— нарушение точности (отражаемые образы обеднены, характеризуются схематизмом, фрагментарностью, недифференцированностью);
— нарушение целостности (отражаемые объекты не воспринимаются как устойчивое целое, если некоторые части этого целого в данный момент отсутствуют);
— нарушение константности (отражаемые объекты не узнаются при изменении их местоположения в пространстве, а также изменении условий восприятия);
— снижение скорости (зрительное восприятие замедлено, нарушена его одномоментность опознания нескольких признаков: формы, размера, цвета и др.).

Специфические особенности познавательной деятельности

— замедление скорости приема и переработки информации разной модальности, а не только зрительной;
— нарушение словесного опосредования познавательной деятельности, что отражается на степени ее произвольности (управляемости);
— нарушение логического опосредования, что проявляется в установлении неполных и неадекватных связей и отношений между отдельными блоками информации;
— недостаточная мотивация и целеполагание познавательной деятельности,
— направленное (специально организованное) познание более продуктивно, чем спонтанное.

Специфические ограничения взаимодействия с окружающим миром

Дети испытывают трудности в процессе:
— поиска и узнавания объектов;
— определения местоположения объектов и направления их движения в пространстве;
— оценивания расстояний и величин;
— соотнесения услышанных слов с конкретными образами объектов;
— свободной пространственной ориентировки и передвижения;
— овладения приемами и операциями отдельных видов практической деятельности, традиционно требующих усиленного зрительного контроля;
— необходимости работать в одном темпе со здоровыми детьми;
— осознания словесных инструкций;
— разъяснения конкретных значений и функций отдельных предметов, явлений, действий и т.д.
Перечень препятствий и ограничений, которые обычно испытывает ребенок с нарушениями зрения в процессе обучения и воспитания, делает очевидным тот факт, что он не сможет их преодолеть самостоятельно, а, следовательно, нуждается в специальной помощи.
Таким образом, при использовании учебных изданий для учреждений дошкольного образования педагогическим работникам необходимо учитывать структуру и степень тяжести нарушения, уровень актуального развития и возможностей ребёнка с нарушениями зрения, его индивидуальные особенности. Формулировка заданий, содержание игр, упражнений и другого материала при необходимости могут адаптироваться.
Рекомендуется использовать различные виды педагогической поддержки: ориентировочную основу действий (опорные сигналы, речевые образцы, алгоритмы), стимулирующую помощь, выбор оптимального объёма материала и темпа выполнения задания.

При этом, необходимо соблюдать условия, связанные с оптимизацией взаимодействия с объектами образовательной среды:

1. Использование специального оборудования, расширяющего познавательный возможности ребенка.
2. Обеспечение лучшей видимости наглядных материалов (приближение, подсветка, контурирование, фонирование (прямой и обратный фон: предъявление на белой и чёрной поверхности), экранирование и др.).
3. Рациональное построение деятельности ребенка в системе «слово-наглядность-действие».
4. Эмоционально-речевое и деятельное акцентирование внимания ребенка на отдельных объектах, их деталях.
5. Организация полисенсорного восприятия объектов (привлечение сохранных анализаторов: обоняние, осязание, слух, остаточное зрение и др.).