Обратная связь

Развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка. И все же зрительный дефект оказывает негативное влияние, степень которого зависит от тех речевых процессов, которые связаны со зрительным восприятием.

Так, слабовидение затрудняет подражание и наблюдение за движением речевых органов собеседника, отрицательно сказывается на формировании речедвигательных и речеслуховых представлений. Таким образом, расстройство зрения предрасполагает к расстройствам звукопроизношения, косвенно способствует им. В связи с этим нарушение звуковой стороны речи встречается у слабовидящих значительно чаще, чем у нормальновидящих. Наиболее выраженным оказывается влияние зрительного восприятия на словарно-семантическую сторону речи, проявляющуюся в накоплении значительного количества слов, так называемых «пустых» слов, не связанных с конкретным содержанием.

В раннем возрасте, в котором преобладают образные представления, зрительное предметное восприятие имеет большое значение в формировании первых словесных значений. Неполноценное зрение весьма ограничивает детей в необходимой для этого основе. Поэтому нередко у них начало развития речи наблюдается позже, чем у зрячих. В дальнейшем в речевом развитии слабовидящих детей отмечается некоторое преобладание слов с отвлеченным значением над конкретным. Еще более трудным, чем понимание конкретных значений слов, для слабовидящих является осознание слов с переносным смыслом (сравнений, метафор, эпитетов). Слабовидящие объясняют образные выражения конкретно.

Трудности формирования представлений, бедность жизненного и сенсорного опыта из-за неполноценного зрения, недостатки в развитии общей и мелкой моторики ведут к тому, что и лексическая, и семантическая стороны языка у слабовидящих отстают по сравнению с нормально видящими сверстниками. Причем, большее отставание наблюдается в понимании значения слов.

Спецификой развития речи у детей с нарушениями зрения является особенности слабого усвоения и использования ими неречевых средств общения, таких как мимика, пантомимика, которые являются обязательным компонентом устной речи. Затрудненность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности в формировании речевой функции.

Дети с амблиопией и косоглазием, хотя и не относятся к слабовидящим, так как у них в большинстве случаев страдает один глаз, а здоровый имеет относительно высокую остроту зрения, но имеют общие с ними особенности.

Монокулярный характер зрения таких детей отрицательно сказывается на формировании зрительно-пространственных представлений об объеме, протяженности и трехмерности пространства. Кроме того, в период лечения методом прямой окклюзии в рабочем состоянии оказывается глаз с наименьшей остротой зрения.

Нарушения зрения детей сказывается, прежде всего, на их восприятии. Отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений на картинах, замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе, что объясняется узостью обзора, особенностями монокулярного зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника. Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведет к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимание смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Снижение зрения сказывается на формировании понятий и понимания значения слов. Склонность детей с недостатком зрения к чисто словесному знакомству с окружающим особенно опасно в младшем возрасте; образные представления действительности первоначально играют основную роль в формировании полноценных словесных значений, и эту роль выполняет предметное восприятие (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина). Словесное знакомство с окружающим приводит лишь к видимости знания. По существу, дети понаслышке судят о многих предметах, словесно обозначают их, но неясно себе их представляют и мало знают о них. В результате в процессе обучения и при тщательных обследованиях обнаруживаются бедность этих представлений, пониженный уровень обобщения, абстракции и других мыслительных процессов. Отклонения в речевом развитии, как и другие вторичные отклонения, рассматриваются как «определенное динамическое своеобразие», а не только как негативная характеристика.

Материал подготовила педагог-психолог Михалович Л.С.