Основной контингент обучающихся в специальном дошкольном учреждении — дети с амблиопией и косоглазием. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий ЦНС. Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно — психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность, влияет на формирование общего речевого развития.
При нарушениях зрения проявляются специфические особенности в речевом развитии детей. Данные исследований показывают, что более трети детей с нарушениями зрения дошкольного возраста имеют все типы нарушений произношения, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи. Речь для ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения, являясь средством общения и познания окружающего мира, постепенно становится основным источником компенсации при нарушениях зрения. Условия двуязычия могут существенно осложнить этот процесс.
Углубленное диагностическое изучение позволяет выделить несколько групп детей с различной степенью тяжести нарушений зрения и речи.
1 группа.
Для детей характерна глубокая несформированность всех языковых систем. У них снижено понимание речи. Развёрнутая речь отличается лексико-грамматическим недоразвитием. Крайне беден словарный запас. Имеются множественные нарушения фонетической стороны речи. У всех отсутствует фонематические представления. Основная работа по развитию речи таких детей проводится учителем-дефектологом (учителем-логопедом). Учитель-дефектолог (тифлопедагог) обогащает зрительный сенсорный опыт и, по рекомендациям учителя-дефектолога (учителя-логопеда), активизирует речевую деятельность детей, расширяет их словарь. Воспитатели дошкольного образования, музыкальный руководитель закрепляют речевые навыки воспитанников, полученные при оказании коррекционно-педагогической помощи.
2 группа.
У детей обширно представлены нарушения фонетической стороны речи. Отмечается несформированность фонематических представлений. Ведущая роль в работе принадлежит учителю-дефектологу (учителю-логопеду).
3 группа.
У детей хорошая слуховая дифференциация звуков. Речевые нарушения проявляются в их отсутствии или искажениях. Дети не испытывают затруднений при обучении фонематическому восприятию. Объём и качество словаря у воспитанников соответствует возрасту, хорошо развита связная речь. Учитель-дефектолог (учитель-логопед занимается профилактической работой, опираясь на консультации и рекомендации учителя-дефектолога (тифлопедагога) по созданию специальных офтальмолого-гигиенических условий.
Общей особенностью всех детей с нарушениями зрения является нарушение словесного опосредования.
Специфическими речевыми нарушениями у слабовидящих детей является несформированность лексико-грамматического строя, связной речи, обусловленная пробелами в чувственном восприятии окружающего мира. Общее нарушение речи, как и задержка речевого развития слабовидящего ребёнка являются вторичным отклонением, обусловленным дефицитом чувственного восприятия окружающего мира.
Необходимо совершенствовать фонематический слух, звуковой анализ, грамматический строй речи, лексико-семантическую сторону речи, связную речь. Процесс формирования и совершенствования фонематического слуха включает в себя работу с рифмующимися словами и ударными слогами.
Обучение репродуктивным формам речи входит в обязанности воспитателей дошкольного образования.
Дети готовятся к групповым занятиям на индивидуальных и подгрупповых занятиях (выполняют звуковой и слоговой анализ и синтез слов, упражняются в употреблении лексико-грамматических категорий языка, составляют предложения, работают над образными сравнениями).
Специфика, содержание занятий, формы организации, приёмы, способы и средства коррекции определяются степенью выраженности речевого нарушения, зрительного диагноза, возрастными, психическими, двигательными, интеллектуальными возможностями обучающихся, а также медико-эргономическими установками офтальмологической службы.
Педагогами и родителями создаётся речевая среда, способствующая пробуждению у ребёнка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку (прежде всего к сверстнику как объекту взаимодействия), развитие предметных и предметно-игровых действий, способности участвовать в коллективной деятельности, понимания соотносящих и указательных жестов.
Непосредственное влияние на развитие личности в условиях целенаправленной коррекционно-педагогической работы оказывают такие факторы, как:
характер и степень доступности предлагаемой ребёнку деятельности и общения;
качество содержания занятий и возможность его варьирования в соответствии с индивидуальными способностями ребёнка;
продуманность знаково-орудийного опосредования деятельности (вербальная, образно-графическая, образно-жестовая);
наличие или отсутствие системного подхода к образовательному процессу;
ранняя социализация и интеграция в обществе.
Коррекцией речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи занимается не только учитель–дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог), но и воспитатель дошкольного образования. Учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, воспитатель дошкольного образования закрепляет их речевые навыки. Успех формирования правильной речи у обучающихся зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателями дошкольного образования групп, где есть дети с общим недоразвитием речи стоят не только общеобразовательные задачи, коррекционные по развитию зрительного восприятия, но и коррекционные — по развитию речи. Для их решения необходимо максимально использовать специально организованную, нерегламентированную деятельность и режимные моменты, индивидуальную работу. Особое внимание необходимо уделять развитию мышления (процессов анализа, синтеза, обобщения), внимания, памяти, что создаёт необходимые предпосылки для формирования речи.
Воспитатель дошкольного образования должен быть внимателен к психическому состоянию ребёнка, отмечать на каждом занятии положительные изменения. Фиксация на успех не только мотивирует ребёнка к дальнейшим занятиям, но и способствует появлению уверенности в своих силах. Благодаря этому происходит постепенная перестройка отношения ребёнка к своим особенностям психофизического развития (не только зрительным, но и речевым), к себе, к окружающему, меняются в лучшую сторону его характерологические черты.
В работе с обучающимися главными задачами воспитателя дошкольного образования следует считать:
ОНР 1-го уровня(что более характерно для детей 3 лет)
формирование умения вслушиваться в речь, понимать её содержание;
развитие подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний;
обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
развитие умения пользоваться речевыми средствами в общении.
Параллельно учитель-дефектолог (тифлопедагог) – развивает умения использования неречевых средств в общении.
ОНР 2-го уровня:
дальнейшее понимание речи, связанное с различением слова;
развитие устной речи, уточнение и расширение словарного запаса ребёнка;
практическое усвоение простых грамматических категорий;
работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением;
закрепление правильного произношения;
обучение составлению рассказов.
ОНР 3-го уровня
совершенствование связной речи;
обогащение и уточнение словарного запаса ребёнка;
практическое усвоение грамматических средств языка;
формирование правильного произношения, воспитание артикуляционных навыков, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры;
подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
В образовательном процессе используются такие приёмы, как показ, называние, обследование на полисенсорной основе (потрогать, сжать, послушать звуки, понюхать и т.д.), выполнение действий с предметами и их комментирование, практическая работа по определению свойств и качеств предметов; приемы,способствующие закреплению материала: добавление и уточнение ответов детей, выбор правильного ответа из ряда других, добавление слова, поиск пропущенного слова, заучивание чистоговорок, потешек и др.
Особое внимание уделяется формированию умения планомерно рассматривать объекты, выделять сперва крупные, затем более мелкие детали, определять пространственные отношения этих частей.
Основная линия взаимодействия законных представителей с детьми определяется учителем-дефектологом и регулируется педагогами, воспитателями дошкольного образования.
«Листы взаимодействия», «Тетради преемственности ….» должны служить технологической опорой в планировании индивидуальной работы с воспитанниками и в выполнении рекомендаций учителей-дефектологов (учителя-логопеда, тифлопедагога) всеми участникам образовательного процесса.
Таким образом, индивидуализированный уровень сложности содержательного и операционального компонентов образовательного процесса (адаптация программных требований к нуждам конкретного ребёнка и учёт особенностей психофизического развития) должны стать приоритетными в обеспечении взаимодействия профессиональных действий учителей-дефектологов (учителя-логопеда, тифлопедагога) и всех участников образовательного процесса.
Материал подготовила Орехво Э.В., заведующий