Родители детей с нарушениями зрения знают, что иногда те ведут себя странно с точки зрения окружающих.
Ребёнок надавливает на глаза — некоторые незрячие дети давят себе на глаза или постоянно сильно трут их руками. Прежде чем начать отучать ребёнка от этого, убедитесь, что он трогает глаза не из-за того, что они у него болят. Сначала проконсультируйтесь с врачом — не может ли за этим поведением стоять какая-то медицинская причина?
Ребёнок размахивает, хлопает или вертит руками — некоторые дети размахивают руками от радости или общего возбуждения, и перестают это делать, когда успокаиваются. Но часто незрячие дети делают так безо всякой видимой причины.
Ребёнок раскачивается — ребёнок может качаться вперёд-назад или из стороны в сторону, когда сидит или стоит. Некоторые дети раскачиваются сильнее, когда радуются или волнуются.
Ребёнок подолгу смотрит на яркий свет — у некоторых детей яркий свет стимулирует остаток зрения. Иногда им нравится смотреть на лампу или ярко освещённое окно, многие дети при этом машут руками или держат пальцы у себя перед глазами, чтобы свет и тень образовывали узоры.
Ребёнок трясёт головой — ребёнок может трясти или мотать головой из стороны в сторону, как будто бы говорит «нет». Некоторые незрячие младенцы делают так, когда лежат на спине.
Почему ребёнок так себя ведёт?
По одной из версий, это происходит оттого, что ребёнок не получает столько же информации из окружающего мира, сколько зрячий, и поэтому старается стимулировать себя сам.
Ещё одна теория — незрячие дети меньше играют с игрушками и общаются, чем зрячие, поэтому у них чаще входят в привычку те движения, которые время от времени возникают у всех младенцев. Как только привычка закрепилась, от неё становится очень трудно избавиться или отвлечь ребёнка на что-то другое. Тем не менее, необходимо учить незрячего малыша более приемлемым в обществе способам проявления восторга или скуки.
Как можно отучить ребёнка от повторяющихся движений?
Маленьким детям нужно получать удовольствие от физической активности. Ещё один способ отучить ребёнка от навязчивых движений — помочь ему найти увлекательные, но приемлемые занятия. Например, когда вы учите его играть с игрушками, это даёт ему хороший повод задействовать всё тело, а особенно руки, для игры и исследования новых объектов. Если он занят интересной, требующей физической активности игрой, то вряд ли станет трясти головой или давить себе на глаза. Переключение внимания ребёнка с повторяющихся стереотипных движений на другие, более интересные и разнообразные, действия, например, подвижные игры, может помочь отучить его от неприятных привычек. Необязательно использовать только игрушки. С незрячим малышом можно спеть песенку, можно пощекотать его или поиграть в ладушки, «сороку-ворону», и т.д.
Постарайтесь не ругать ребёнка, если вы видите, что он опять раскачивается или совершает другие стереотипные действия. Он быстро поймёт, что таким образом может получить ваше внимание, пусть и негативное. Вместо этого постарайтесь переключить его внимание и занять его чем-то другим.
Не забывайте похвалить ребёнка, когда он, например, спокойно ждёт своей очереди покататься на пони в зоопарке и при этом не раскачивается и не давит на глаза. Обнимите его и скажите, как вы рады, что он умеет так замечательно себя вести. Это хороший способ закрепить нужное поведение.
Когда ваш ребёнок начинает интересоваться общением с другими детьми, расскажите ему, что у них нет таких привычек, от которых вы хотите его отучить. Объясните ему, как окружающие реагируют на его поведение: «Здесь в песочнице играет маленькая девочка. Она тебя боится, потому что ты всё время машешь руками. Если ты будешь вести себя спокойно, она может подойти и поиграть с тобой».
И ГЛАВНОЕ!!! Попросите членов семьи и друзей не поощрять и не игнорировать навязчивые движения ребёнка. От этого ему будет только труднее избавиться от этих привычек. В то же самое время объясните, что не нужно постоянно ругать и дразнить ребёнка. Вместо этого они могли бы помочь отвлечь его от стереотипных действий — поиграть с ним, занять чем-то интересным.