Обратная связь

В работе с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, побудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. Четко организованная работа с учетом индивидуальных возможностей ребенка, позволяет повысить желание у ребенка заниматься выполнением разных видов упражнений, которые раньше были им недоступны. Частыми гостями на занятиях могут быть литературные персонажи. Приход игровых персонажей создает игровую и социальную мотивацию. Включаясь в игру, дети помогают своим героям отобрать картинки, составить рассказ. Важное место в организации занятий имеет предметная среда. Использую принцип динамичности и стабильности, чтобы у детей, приходя на занятия, было желание узнать что-то новое, создать что-то свое. К каждому занятию меняем обстановку: это «Волшебный город»«Лесная поляна»«Космодром»«На прогулке»«У артистки»«В гостях». Представляю Вашему вниманию несколько игр, которые помогут в работе:

ИГРА-СКАЗКА «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ».

Задачи: формировать умение согласовывать  числительные с существительными; развивать фонематический слух; воспитывать доброжелательное отношение к окружающему.

Оборудование: полотно «Лесная поляна»

Ход игры.

Дети садятся на поляне, вокруг разбросаны лепестки цветов.

Учитель-дефектолог: — Жила-была «Лесная полянка». Жили на ней дружно насекомые Бабочка- красавица и Божья коровка, гусеница Люся и Лягушка Кваша, цвели на ней волшебные цветы: Цветик-семицветик, Ромашка и Колокольчик. Но однажды злая волшебница Непогода послала на поляну ветер, который разбросал лепестки, растрепал цветы, попрятались от Непогоды насекомые. Выглянуло утром Солнышко, увидело опустевшую поляну и загрустило.

— Давайте расколдуем поляну, поможем вернуться насекомым, расцвести цветочкам, развеселим солнышко.

Прилетела Бабочка-красавица и принесла с собой картинки разные. Нужно отобрать картинки, в словах которых есть звук (Л) в твердой позиции и подарить ромашке, кладя на каждый лепесток картинку и пристегивая ее к пуговицам. Увидел Колокольчик это и просит чтобы и ему подарили картинки. Дети отбирают картинки и кладут на первый цветочек картинки, в словах которых звук (Л) в начальной позиции, на второй цветок- звук по- середине, а на третий-в конечной позиции.

— А тут приползла любопытная гусеница Люся и предлагает прошагать по звуковой дорожке слова-картинки.

— А на соседнем болоте живет лягушка Кваша, которая очень любит петь. Она прыгает по кувшинками поет разные песни. Ла-Ла—Ла; ла—ла-ла—ла и др. Дети пропевают вместе с лягушкой.

Вот на шум прилетела Божья коровка, дети помогают пристегивать ее лапки к кнопкам и считают понравившееся слово столько, сколько у нее ножек. (Счет 1-6).

Развеселилась «Лесная полянка», улыбнулось Солнышко, расправило лучики. Дети улыбнулись весело и расплели лучики.

ИГРА НА ПЕСКЕ «НА ЛУНЕ».

Задачи: совершенствование умения произносить звук (л) в самостоятельной речи; развивать слуховое внимание; воспитывать уважение к взрослому.

Оборудование: короб с песком, мелкие игрушки.

Ход игры.

Учитель-дефектолог: с ребенком около короба с песком, в котором построена космическая станция из Лего.

Учитель-дефектолог: — Это космическая колония на луне, это лунная колония. А как ты думаешь как называются жители луны (лунарики). Они очень умные, у них есть свои изобретения, например лазерный излучатель. Этот излучатель добрый, помогает добывать лунарикам полезные ископаемые (логопед показывает «излучатель», они с ребенком его рассматривают).

— Но у лунариков есть и враги-роботы, которые высадились из далекой планеты и пытаются отобрать излучатель. Поэтому лунарики все время строят укрепления, поможешь? (Логопед с ребенком строят из песка рвы в виде буквы Л.

— Тебе не кажется, что окопы похожи на букву ЭЛ? Ты знаешь как пишется эта буква. (Рисуют на песке букву Л).

— А давай поможем лунарикам найти полезные ископаемые, которые зарыты в песке. (Логопед зарывает в песке разные буквы, ребенок ищет букву Л и называет слово со звуком (Л).

— Вот мы и помогли лунарикам. Скажи, а какие новые слова ты сегодня узнал. (Излучатель, лунарики, лунная колония, планета).

— А давай мы посчитаем эти слова до10.

ИГРА У ЗЕРКАЛА «У КАРКУШИ».

Задачи: совершенствовать умение отрабатывать артикуляционные упражнения; развивать артикуляторную моторику; воспитывать аккуратность. 

Оборудывание: кукла Каркуша.

Ход игры.

Сегодня мы в гостях у Каркуши, она считает себя красавицей, любит красоваться перед зеркалом:

Я горжусь красой своей

И улыбкой до ушей,

Длинным красным языком

Ребятишкам он знаком.

Я помочь вам буду рада,

Ты смотри и повторяй,

От меня не отставай,

Язычок заставь трудиться-

Ведь ему нельзя лениться.

Будем мы с тобой дружить

И красиво говорить!

Ну что, нравится тебе наша Каркуша?

Как она о себе говорит? Посмотрим, действительно ли она такая хорошая.

Она покажет нам упражнения с язычком.

Выполняют упражнения : «Блинчик», «Завернем блинчик», «Накажем непослушный язычок», «Чашка», «Качели», «Барабанщик».

Тебе понравилось играть с язычком вместе с Каркушей?

В следующий раз она покажет тебе другие упражнения с язычком.

ИГРА НА ПЕСКЕ «СКАЗКА ПРО ЛИСУ-РЫЖУЮ КРАСУ»

Задачи: совершенствовать умение произносить звук (Ш) в чистоговорках; развивать двигательную координацию; воспитывать нравственные качества.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Ведущий: Жила-была лиса на лесной опушке. И все у нее было хорошо, только не умела она говорить звук (Ш). сидит она, плачет. А тут ползет мимо змейка, вылезла из норки своей, погреть свои бока на солнышке.

— Здравствуй, лиса-рыжая краса, о чем печалишься?

— Как мне не печалиться, как мне не плакать, все умеют в лесу говорить звук (Ш, а я нет.

Рассмеялась змейка.

— не беда, я твоему горю помогу как смогу, но мне нужны помощники.

— А то это?

— Мои друзья. Ребята, подскажите мне, когда мы произносим звук (Ш, губы что делают? (округляют) Язычок вверху или внизу? (вверху0

— Ну вот лиса,делай так:

Язык широкий выше,

Губы округли и звук прошипи.

Лиса: «Ах, какой красивый звук!»

Дети вместе с лисой произносят звук (Ш).

Уползла змейка дальше. Вдруг видит лиса, скачет мимо лягушка Кваша и что-то поет и улыбается.

— Здравствуй, Кваша, ты чему улыбаешься?

— У меня хорошее настроение и я пою песню.

— А меня научишь петь?

— Конечно,повторяй вместе со мной и с помощниками:

Ша-ша-ша—ша-ша, а можно и так шо-шо—шо-шо—шо-шо, можно и по другому шу—шу-шу-шу—шу. Молодцы! У вас хорошо получается, ну я дальше поскакала. Сидит лиса на пеньке. Видит медведь идет, кусты гнет, что-то тяжелое несет.

— Здравствуй, лиса!

— Здравствуй, Мишенька, а что это у тебя?

— Да вот картинки в лесу нашел, а что на них нарисовано – не знаю.

— Так ты их детям покажи, они тебе подскажут.

Логопед показывает предметные картинки, дети называют их.

— Спасибо вам за науку!

Собрал медведь картинки и потопал дальше, только его и видели.

Сидит лиса, думает о чем-то, вдруг слышит, зашумел лес, зашуршали листья, испугалась лиса.

— Ой, я так боюсь ветра, а вы, ребята, боитесь? Если мы произнесем вместе громко чистоговорки, то ветер утихнет, поможете?

Ша-ша-ша – Лена хороша.

Шо-шо-шо – летом хорошо.

Шу-шу-шу – я тебе пишу.

Ши-ши-ши – это малыши.

Ше-ше-ше – ты мне по душе.

Аш-аш-аш – вот и домик наш.

Ош-ош-ош – потеряли нож.

Уш-уш-уш – вот холодный душ.

Иш-иш-иш – почему молчишь?

Еш-еш-еш – яблоки поешь.

— Вот и ветер стих. Спасибо вам, ребята, за помощь. Только настоящая дружба может преодолеть трудности. До свидания, друзья!

Тут и сказке конец, а кто слушал- молодец!

СКАЗКА О ЗМЕЕ ГОРЫНЫЧЕ – ЯШКЕ, КЕШКЕ И АНТОШКЕ

(пальчиковая сказка)

ЗАДАЧИ: совершенствовать умение произносить звук (С) в слогах, чистоговорках; развивать мелкую моторику пальцев рук, согласование речи с движением, воспитывать интерес к игре.

ОБОРУДОВАНИЕ: куклы пальчикого театра- Змей Горыныч, волк, заяц, тренажер для дыхательных упражнений.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Ведущий. Жил-был в дремучем лесу Змей-Горыныч с тремя головами- Яшкой, Кешкой и Антошкой. Никто с ними не хотел дружить, потому что эти братцы постоянно шипели да огонь из пастей пускали. То лисичке хвостик подпалят, то белочек испугают- так зашипят из кустов, что они стали бояться в лес за грибами бегать.

Вот и остались Яшка, Кешка и Антошка одни в целом лесу, стало им скучно и неинтересно, даже поговорить не с кем, только шипят друг на друга. Вот сидят они на опушке леса, пригорюнились. Вдруг видят, тучка на небе, а на ней бабочки сидят.

Бабочки: Что пригорюнились Яшка, Кешка и Антошка?

З. Г. Не подШкажете ли, бабочки, почему Ш нами никто не хочет дружить?

Б. А вы не пробовали сначала научиться правильно и красиво говорить звук (С, а то вы все время шипите и шипите, всех зверей распугали.

З. Г. А как нам научить Ща этот звук говорить?

Б. А вы сначала подуйте на нас, а то налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки, трудно стало летать, а дети вам помогут.

В. Ребята, вы поможете братцам Яшке, Кешке и Антошке подуть на бабочек? Тогда встаньте поближе. Сделайте глубокий вдох носом и долгий, медленный выдох ртом на «лопаточку» (3 раза).

Б. Спасибо вам, дети, и вам спасибо Яшка, Кешка и Антошка! Теперь наши крылышки обсохли, и мы можем летать. А научиться звук правильно произносить вам поможет Заяц. Вон он скачет. (Появляется Заяц).

Заяц. Здравствуйте, братцы Яшка, Кешка и Антошка!

З. Г. Здравствуй, Зайчик-попрыгайчик!

И рассказали братья Зайцу про то, что не умеют звук (С) произносить.

З. Кажется, я вашему горю помогу, но мне помощники нужны.

Ведущий. Ребята, подскажите Зайчику, когда мы произносим звук (С, губы что делают? (растягиваются в улыбку). Язык вверху или внизу? (внизу). Струйка воздуха где? (посередине язычка).

Язык широкий – ниже.

Кончик к нижним зубкам – ближе;

Посередине языка – струйка воздуха.

Улыбнись и посвисти,

Звук (С-С-С) произнеси!

З. Г. С-С-С. Ах, какой красивый звук!

З. теперь вы с этим звуком можете играть в игру «Насос». (Логопед показывает картинку «Насос». Дети вместе с логопедом свистят.) Убежал Заяц по своим делам. Вдруг, бежит Волк, чем-то озабоченный.

З. Г. Здравствуй, Волк, куда спешишь и чем озабочен?

Волк. Да вот телеграммы мне пришли, да только прочитать их не могу.

З. Г. А может дети тебе помогут?

Дети по одному «читают»телеграммы: СА, СО, СЫ.

В.Я понял: «На Сову напала Оса, и летят еще Осы» побегу скорее на помощь.

Только его и видели. (Звучит музыка, появляется Оса).

З. Г. Ой, мы так боимся ос, вы ребята, боитесь ос? Если мы будем все вместе громко произносить слова, Оса испугается и улетит.

Са-са-са- вот летит оса;

Сы-сы-сы- не боимся мы осы;

Су-су-су- мы прогоним осу;

СА-са-са – улетай скорей оса.

Ведущий. Испугалась Оса и улетела.

З. Г. Спасибо вам, ребята, за помощь. До свидания, друзья!

Ведущий. Тут и сказке конец, а кто слушал- молодец!

Источник:

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/