Адаптационная группа — эффективная организационная форма педагогической поддержки детей с ОПФР, не посещающих учреждение специального образования
Организационно-методическое обеспечение педагогической поддержки детей от рождения до трёх лет предполагает создание вариативных форм организации родителей и детей данного возраста. Педагогическая поддержка детей от рождения до трех лет — целенаправленная, систематическая и компетентная помощь специалистов в развитии воспитательных способностей родителей.
Группы совместного пребывания
Группы совместного пребывания родителей и детей предшествуют поступлению ребёнка в ясли или детский сад, обеспечивают безболезненную адаптацию к дошкольному учреждению и специалистам. В такой группе создаются условия для постепенного «отрыва» ребёнка от родителей, развития его коммуникативных способностей. Родители имеют возможность находиться в группе вместе с ребёнком, наблюдать за вхождением его в мир сверстников и взрослых, совершенствовать родительские навыки, обеспечивающие успешное жизненное начало для своих детей.
Группы совместного пребывания родителей и ребенка в режиме кратковременного пребывания функционирует по гибкому режиму. С родителями и детьми проводятся совместные занятия в триаде «родитель — ребёнок — педагог»; диадах «педагог — ребенок», «родитель — ребёнок». Также создаются условия для самостоятельной работы родителей, игр детей. В таких группах решается спектр задач, связанных с укреплением здоровья, познавательным, социально-личностным, художественно-эстетическим развитием детей в процессе общения, занятий, игр с взрослыми и сверстниками. К работе с детьми и родителями привлекаются воспитатели, педагоги-психологи, музыкальные руководители, руководители физического воспитания, медицинские и другие работники.
Активное консультирование
В условиях учреждения специального образования необходимо проводить активное консультирование семей, имеющих детей с нарушением зрения от 0 до3-х лет не посещающих специальный детский сад ( консультации учителей –дефектологов (логопеда и тифлопедагога), педагога –психолога, музыкального руководителя и руководителя физического воспитания); организовывать выставки игрушек для детей с ОПФР от 0 до 3-х лет. Проведение совместных занятий (ребенок-родитель-педагог) осуществляется в целях взаимодействия и поддержки ребёнка в его развитии.
Такие занятия могут включать:
- совместную деятельность в триаде «педагог — родитель — ребёнок» (педагог организует и проводит занятие, родители вместе с детьми выполняют задания, поощряют их действия);
- самостоятельную деятельность детей (педагог и родитель наблюдают за детьми, предоставляют возможность свободного выбора игр, включаясь в их игру только при необходимости);
- совместную деятельность в диаде «родитель — ребёнок» (родители взаимодействуют с детьми, помогают им, пытаются вызвать у ребёнка эмоциональный отклик и желание подражать взрослым).
- совместное пребывание родителей и детей организуется в специально оборудованных комнатах (удобная мебель для взрослых и детей, библиотека с научно-популярной литературой для родителей, с дидактическими материалами, игрушками для различных игр).
Безболезненная адаптация
Организация деятельности адаптационных групп прежде всего направлена на безболезненную адаптацию дошкольников с ОПФР к условиям учреждения специального образования, а также — на решение следующих задач:
- создание условий для полноценного становления личности ребёнка через обеспечение социально-эмоционального окружения, адекватного потребностям его развития;
- нивелирование негативных влияний социального окружения;
- оказание помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом изучении детей;
- улучшение условий семейного воспитания;
- включение родителей в образовательное и социальное пространство дошкольного учреждения;
- формирование готовности ребёнка к сотрудничеству с различным социальным окружением;
- дальнейшее развитие системы взаимодействия родителей и дошкольного учреждения.
Семья Петренко