Автоматизация звуков – закрепление правильного произнесения звука путем постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка.
Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной.
Автоматизация звука в слогах:
сначала в прямые слоги: (са, со, су, сы);
затем в обратные: (ас, ыс, ос, ус);
далее в слоги, где звук находиться между гласными: (аса, ассо, асы, ысы);
в слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребенка): (ста, спа, смы, смо, сну, ско).
Автоматизация звуков в словах
2. Автоматизация звуков в словах – принцип тот же, что и в слогах: берутся картинки, в названиях которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных).
автоматизация звука в простых односложных словах (звук в начале слова): (сад, сыр, сок, суп, сух);
автоматизация звука в простых односложных словах (звук в конце слова): (лес, лис, вес, нос);
автоматизация звука в односложных словах со стечением согласных: (стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост);
автоматизация звука в простых двусложных словах (звук в начале слова) : (сани, сыро, сухо);
автоматизация звука в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): (оса, косы, весы, овес);
автоматизация звука в двусложных словах со стечением согласных: (сумка, свекла, стакан, стайка, каска);
автоматизация звука в трехсложных словах без стечения согласных: (сапоги, сухари, самолет);
автоматизация звука в трехсложных словах со стечением согласных: (скамейка, ступени, капуста);
автоматизация звука в четырехсложных словах без стечения согласных: (сороковой, сыроватый);
автоматизация звука в четырехсложных словах со стечением согласных: (сковорода).
Автоматизация звуков в предложениях.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
(У Сани длинные усы. У Сони новые осенние сапоги. Оксана спускается с горки на санках.)
Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.
Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи. (Ас – ас- ас – у нас дома ананас. Ус – ус – ус – на окне у Сани фикус. У Сони и Сани в сетях сом с усами. В саду темно, все спят давно.)
Автоматизация звука в рассказах и самостоятельной речи.
Подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Взрослый читает рассказ, потом задает вопросы ребенку, требуя полных ответов. Затем ребенок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.
Учитель-дектолог (логопед) Настусевич Т.С. 10.08.2015г
Анна К.