Все, чего достиг ваш малыш к кон¬цу первого года жизни, требует новой социальной ситуации развития — совместной деятельности ребенка со взрослым человеком.
Ребенок учится есть ложкой, рисо¬вать карандашом, садиться на стуль¬чик. Его ведущая деятельность — предметная. Действуя с предметами, ребенок второго года жизни открыва¬ет для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свой¬ства, пространственные отношения (далеко, близко).
Потребность в общении и освое¬нии собственной активной речи ребенка. В 1 год — 1 год 6 месяцев словарный запас составляет 30 — 40 слов. В 1 год 6 месяцев — 2 года словарный запас возрастает до 200 — 300 слов.
К концу второго года жизни появ¬ляются первые грамматические фор-мы {«Катя кусит касю» значит «Катя кушает кашу» и т.д.). Дети радуются пению, движениям и игровым дейст¬виям под музыку.
Сенсорный опыт ребенка помогает ему различать предметы по величине и цвету, собирать пирамидку из 4 — 5 колец (от большого к маленькому).
Двигательная активность детей основывается преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом этапе — попытки бега, лазанье, прыж¬ки с места; ребенку свойственна час¬тая смена движений и поз.
Ребенок от 2 до 3 лет
На третьем году жизни ребенок становится более самостоятельным. У него интенсивно развивается актив¬ная речь.
К трем годам он осваивает основные грамматические структуры и пытается строить простые предложения. В раз¬говоре со взрослым использует прак¬тически все части речи. В его активном словаре — примерно 1000 — 1500 слов.
В игре ребенка этого возраста глав¬ным являются действия. Совершенст¬вуются зрительные и слуховые ори¬ентировки. Это позволяет малышу безошибочно осуществлять выбор из 2 — 3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии, петь. Де¬ти воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Развивается собственно изобрази¬тельная деятельность, и ребенок пы-тается изобразить какой-либо пред¬мет, например человека в виде «голо¬вонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни ребенок осознает себя как отдельного чело-века, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Этот возраст связан с кризисом ном велосипеде, осваивает в водной 3 лет или, как часто говорят, «Я сам!» Он сопровождается отрицательными проявлениями у ре¬бенка: негативизмом, упрямством, на¬рушением общения со взрослым и др.
К трем годам завершается ранний возраст и начинается дошкольный.