Показатели неблагополучия семьи
1. Социально-экономические:
— длительная безработица одного родителя (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
— длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;
— расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т. д.) не по целевому назначению;
— отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
— необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т. д.;
— задолженность (более б месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
— частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2. Медико-санитарные:
— антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
— отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
— алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
— неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
— несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
— противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3. Социально-демографические:
— родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
— устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
— выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
— родители или один из них посещает деструктивную секту;
— родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4. Психолого-педагогические:
— полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
— непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
— систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
— насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
— устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
— повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
5. Криминально-аморальные:
— постановка родителей на учет в органах внутренних дел; нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
— аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т. д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
— проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;
— наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
— попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
— оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дому;
— вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
Признаки жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка
Признаки жестокого обращения с детьми могут включать в себя:
• синяки под глазами либо ушибы на обеих сторонах головы или тела (случайные ушибы, как правило, обнаруживаются только на одной стороне головы или тела);
• часто появляющиеся увечья, такие как синяки, порезы, ожоги, особенно, если ребёнок не в состоянии предоставить разумное объяснение их появлению;
• враждебное или агрессивное поведение ребёнка;
• пассивное, отчуждённое, лишённое эмоций поведение ребёнка и боязнь возвращаться домой или испытываемое им чувство страха по отношению к родителю (родителям).
Признаки совращения детей могут включать в себя:
• симптомы заразных венерических заболеваний;
• повреждения в области половых органов;
• трудности или боль при ходьбе или в сидячем положении;
• сексуально вызывающее, неприличное поведение или речь;
• появление несвойственных возрасту знаний в области секса;
• преследование других детей на сексуальной почве.
Признаки неудовлетворения основных жизненных потребностей могут включать в себя:
• очевидное недоедание ребёнка, апатия или быстрое переутомление;
• случаи, когда ребёнок занимается воровством или попрошайничает; неухоженность ребёнка, недостаточная личная гигиена, рваная и грязная одежда;
• ситуации, когда ребёнок нуждается в очках, услугах стоматолога и других медицинских услугах, но долго их не получает (за исключением случаев, когда родители выбрали альтернативные методы лечения, при условии, если эти методы не ухудшают состояние здоровья ребенка);
• ситуации, когда ребёнок лишён надлежащего надзора;
• ситуации, когда ребёнок оставлен без надзора на длительный срок.
Если насилие любых видов можно классифицировать как действия родителей либо иных лиц, угрожающие жизни, здоровью и развитию ребёнка, то неудовлетворение жизненных потребностей ребёнка можно классифицировать как бездействие родителей, угрожающее его жизни, здоровью и развитию.
С целью оценки безопасности нахождения ребёнка в семье проводится социальное расследование.
Задачи социального расследования:
• собрать максимально полную и достоверную информацию о том, имел ли
место факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка;
• в случаях, если факт жестокого обращения и неудовлетворения основных
жизненных потребностей ребёнка имел место, установить виновное лицо;
• обеспечить меры по защите ребенка;
• оценить ресурсы и потребности семьи и ребенка;
• разработать программы по реабилитации ребенка и его семьи;
• предусмотреть альтернативный план мероприятий, если семья не может или
отказывается участвовать в программах по ее реабилитации.