Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому необходимо последовательно, планомерно знакомить детей с тактильными ощущениями. Для этого используются дидактические игры, где образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Эффективно использование пальчиковых гимнастик с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.
В настоящее время ни для кого не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира.
Для детей 2-3 летнего возраста рекомендуется использовать в работе следующие игры:
МЯГКАЯ-ЖЕСТКАЯ (игры с куклами)
ЦЕЛЬ: развивать тактильную чувствительность в процессе действия с куклой; понимать и употреблять в активной речи прилагательные, обозначающие качество игрушки: мягкая-жесткая.
ОСНАЩЕНИЕ: куклы мягкие и жесткие, витамин, красивый платок.
ХОД: к детям в гости приходят куклы. Представить мягкую куклу, прочитать рифмовку:
Посмотрите, вот это-Маша.
Маша ела мало каши.
Ручки болтаются,
Ножки болтаются.
Маша какая?
-Мяг-ка-я!
Предложить детям ощупать части тела куклы, когда дети производят обследование, приговаривать: ручки мягкие, ножки мягкие.
Предложить дать кукле витаминки, чтобы у нее прибавилось много силы.
Берется другая кукла , читается рифмовка:
Ну, а это кукла –Даша.
Ела Даша много каши.
Ручки твердые.
Ножки твердые.
В кукле сила появилась.
Дети ощупывают части тела куклы, воспитатель приговаривает: ручки твердые, ножки твердые.
УСЛОЖНЕНИЕ: куклы прячутся под платок, дети ощупывают куклу и определяют, какая кукла спряталась, кукла с мягкими или твердыми частями тела.
ПОДАРКИ ДЛЯ МИШКИ (игры с природным материалом)
ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения; умения выбирать предметы одной фактуры на ощупь (шишки, желуди); активизировать словарь шишка, желудь, шершавая, гладкая.; употреблять существительные во множественном числе: шишки, желуди.
ОСНАЩЕНИЕ: корзинка с шишками и желудями, миски, игрушки медвежонка и свинки.
ХОД: появляется медведь с корзинкой, читается рифмовка
-Дома я один сидел.
Ох, устал от скуки!
Надоело мне скучать,
Надо свинку мне позвать.
Будем шишки разбирать
С желудями играть.
Спросить, что у медведя в корзинке. Сказать, что у него все вперемешку, свинка любит желуди, а шишки не любит. Появляется свинка, очень огорчается. Воспитатель спрашивает, что же делать? После предлагает детям разобрать шишки и желуди и разложить их по мискам. Дети разбирают шишки и желуди, воспитатель называет качество предмета на ощупь: шишка-шершавая, желудь-гладкий. После свинку угощают желудями, и она очень радуется. Все желуди перекладываются в корзинку, и свинка уходит.
УСЛОЖНЕНИЕ: содержимое корзинки ребенок перебирает с закрытыми глазами (по желанию); вносится третий природный материал для ощупывания (каштан, орехи).
ОЩУПАЙ, НАЗОВИ (игры с мячиками)
ЦЕЛЬ: распознавать на ощупь мячи разной величины большой-маленький; выбирать такой же; выполнять игровые действия с мячами.
ОСНАЩЕНИЕ: большой и маленький резиновые мячи.
ХОД: предложить детям поиграть с мячами
Мы с вами поиграем,
Большой мячик покатаем,
Маленький же мячик
Вперед летит, не скачет.
Попросить детей показать, где большой, а где маленький мячик.
Что будем делать с маленьким мячиком?
Что будем делать с большим мячиком?
Сказать детям, что большой мяч надо брать двумя руками. А маленький можно покатать в ладошках.
УСЛОЖНЕНИЕ: мячи спрятаны за ширму, дети на ощупь определяют, какой мяч спрятался.
СТРОИМ БАШНЮ (игры с кубиками)
ЦЕЛЬ: распознавать качество предмета, соотнося с кубиком и величиной — маленький брать двумя пальцами, средний — в ладонь, большой-двумя руками; обозначить величину словом (большой, средний, маленький).
ОСНАЩЕНИЕ: кубики трех размеров.
ХОД: предложить детям построить ракету:
На луну мы сегодня
Полететь с тобой должны.
Для полета нам ракеты
Очень-очень всем нужны.
Ракету строим и летим,
По луне гулять хотим!
Детям предлагается построить:
— ракеты из кубиков одной величины- маленькая ракета, средняя ракета, большая ракета.
— ракеты из кубиков разной величин – от большого к маленькому.
ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ
ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки на ощупь.
ОСНАЩЕНИЕ: плюшевый мишка, резиновая уточка, пластмассовая кукла.
ХОД: нам прислали игрушки. (достать игрушки по одной из коробки, дети называют их).
Как вы будете играть с куклой? — кормить, купать, уложить спать, одевать…
Как вы будете играть с мишкой? — катать на машинке, строить ему дом…
Как вы будете играть с уточкой? — пускать в воду…
Воспитатель предлагает сравнить игрушки, дети по очереди обследуют игрушки.
-кукла какая твердая или мягкая? –твердая, пластмассовая
-уточка какая? — гладкая, резиновая
-мишка какой? — плюшевый, мягкий.
Игрушки остаются в группе, дети по желанию играют с игрушками.
ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» (домашние птицы)
ЦЕЛЬ: упражнять детей на ощупь определять игрушку, развивать тактильные ощущения; способствовать запоминанию названий домашних птиц.
ХОД: воспитатель показывает детям небольшие игрушки домашних птиц-курочка, петушок, цыпленок- предлагает потрогать каждую игрушку. Затем прячет игрушки в мешочек и предлагает детям взять из него любую птицу и, не доставая, назвать ее, а затем показать всем.
РЕКОМЕНДАЦИИ: так же можно проводить игры с домашними животными, дикими зверями, фруктами, овощами, геометрическими фигурами…
ИГРА «НАЙДИ НА ОЩУПЬ»
ЦЕЛЬ: упражнять детей в различении твердой и мягкой фактуры, активизировать в их речи слова мягкий, твердый, формировать умение находить мягкие и твердые предметы по образцу, на ощупь, слову воспитателя.
ХОД: перед детьми поднос с предметами: камешки, желуди, деревяшки, кусочки ткани, меха, ваты.
Воспитатель берет камешек, задает вопросы:
Что это? — камешек
Какой камешек? — твердый
Можно его мять? -его нельзя мять
Воспитатель предлагает детям найти камешек, потрогать его.
Дальше те же действия совершают с другими предметами.
УСЛОЖНЕНИЕ: — детям предлагается взять с подноса твердый или мягкий предмет.
-предметы прячутся в мешочек, теперь дети должны на ощупь определить мягкий или твердый предмет.
ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА»
ЦЕЛЬ: развитие тактильного восприятия у детей.
ОСНАЩЕНИЕ: картонная коробка с дыркой, небольшие предметы разной формы и текстуры (гладкие, шершавые, колючие, мягкие и т.д.). Например, шишки, ракушки, каштаны, желуди, орехи, морские камушки, небольшие игрушки и предметы быта.
ХОД: Перед началом игры покажите ребенку все эти предметы. Сложите их в коробку. После этого он, не глядя, должен по одному и на ощупь определять, что это такое.
ТАКТИЛЬНАЯ ИГРА «НАЙДИ СОВПАДЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: развивать память, мелкую моторику, тактильные ощущения.
ОСНАЩЕНИЕ: дерево, текстиль.
Диаметр цилиндрика: 4 см. Материал: дерево.
На деревянной основе находятся 10 деревянных цилиндриков со вставками разнообразных текстур (волны, плетение, мех и т.п). Каждая пара совпадает не только по фактуре, но и по цвету. Фактуры стимулируют рецепторы, расположенные в пальцах.
Цилиндрики можно сложить в мешочек, а затем «вслепую» (используя только тактильное восприятие) найти нужный цилиндрик в мешочке, совпадающий по фактуре кружочку на деревянной основе.
КРУГЛОЕ И КВАДРАТНОЕ
ЦЕЛЬ: Развивать осязание; учить ощупывать предметы.
ОСНАЩЕНИЕ: Коробка с круглыми отверстиями для рук; кубики и шарики.
ХОД: В начале игры предложите детям внимательно ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Затем сложите предметы в коробку и предложите ребятам поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.
В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.
УГАДАЙ, ЧТО В ЯЩИКЕ
ЦЕЛЬ: Развивать осязание; учить ощупывать предметы.
ОСНАЩЕНИЕ: Коробка с круглыми отверстиями для рук; игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов.
ХОД: Предложите детям внимательно изучить все предметы и игрушки, ощупав их. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Затем спрячьте предметы и предложите ребятам поиграть: «Я спрячу в коробку предмет, а кто-то из вас просунет внутрь коробки руки и угадает, что там лежит. В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать».
Незаметно для детей положите в коробку один предмет и предложите ребенку ощупать его и угадать, как он называется. Затем пусть ребенок достанет предмет и проверит правильность ответа. Таким образом, дети по очереди угадывают предметы.
ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ
ЦЕЛЬ: Развивать осязание: знакомить со свойствами жидкости.
ОСНАЩЕНИЕ: Лейка, воронка, емкости разного объема (банки, чашки, бутылки и др.), вода, большой таз, тряпки.
ХОД: Предложите детям поиграть с водой: по очереди опустить руки в воду и поводить ими из стороны в сторону. Затем попросите малышей рассказать, какая, по их мнению, вода (мокрая, подвижная, прохладная, журчащая и т. п.).
Дайте детям различные емкости, воронку и лейку. Предложите малышам перелить воду из таза в емкости.
ЛЕДЯНОЕ ЦАРСТВО
ЦЕЛЬ: Развивать осязание; знакомить со свойствами льда.
ОСНАЩЕНИЕ: Лед в кубиках, стакан.
ХОД: Заранее приготовьте лед. Если есть возможность, приготовьте лед вместе с детьми: заполните водой форму для льда и поставьте ее в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите его из формы в миску: «Смотрите: вода замерзла. Она стала холодная и твердая».
Предложите детям потрогать кусочки (кубики) льда, подержать их в руках: «Ой, какая холодная льдинка, а рука теплая. Давайте зажмем лед в ладошках. Смотрите, водичка капает — это лед тает и снова превращается в воду».
Затем в прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (можно подкрашенную), опустите в нее кусочек льда и понаблюдайте вместе с детьми, как быстро он тает.
ПРЯЧЕМ РУКИ
ЦЕЛЬ: Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп.
ОСНАЩЕНИЕ: Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка.
ХОД: Это занятие лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей.
В начале занятия объясните ребенку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»
Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.
ПОМЯЛИ, ПОЩИПАЛИ
ЦЕЛЬ: Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами.
ОСНАЩЕНИЕ: Тесто, пластилин, глина.
ХОД: Знакомить детей с пластичными материалами удобно в ходе занятий лепкой.
Раздайте детям по кусочку теста, предложите подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких и больших кусочков. Эти действия познакомят детей с мягкой и пластичной фактурой материала.
В следующий раз предложите детям для изучения кусочки пластилина, затем — глину. Обратите внимание малышей на то, что разные материалы непохожи на ощупь и обладают различными свойствами.
При проведении занятия следует соблюдать меры предосторожности: на стол постелите клеенку, закатайте детям рукава и наденьте фартуки. Если кто-то из малышей не хочет брать в руки тесто или глину, потому что боится испачкаться, объясните ему, что потом руки можно помыть.
ТЕПЛО-ХОЛОДНО
ЦЕЛЬ: Развивать осязание.
ОСНАЩЕНИЕ: Вода разной температуры, ведерки или миски.
ХОД: В миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она — холодная или горячая.
Сначала предлагайте малышам для сравнения воду контрастной температуры, затем воду, которая не так резко различается по температуре (горячая и теплая, холодная и теплая).
Можно также сравнивать воду трех температур — холодную, теплую и горячую.
Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях обогащается сенсорный опыт ребенка.
Тактильный вид ощущения возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, упругость, плотность и шероховатость, тепло и холод, характерные для предмета признаки. На кончиках фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Вот поэтому рекомендованные дидактические игры на развитие тактильно-двигательных ощущений преследуют главную цель – обследование предметов.
Источники: