Мозаика – одно из любимых занятий дошкольника. Работа с мозаикой очень важна для психического развития ребенка с нарушениями зрения: развивается мелкая моторика рук, образное мышление, воображение, цветовое восприятие, представления о форме, величине, ориентировке на плоскости, тактильные ощущения, зрительные функции, глазомер, умение анализировать изображение. Создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность), художественный вкус.
Созданное своими руками дети очень ценят, показывают взрослым, ожидая похвалы, берегут от других детей. Часто можно слышать просьбу ребенка о том, чтобы никто не трогал его шедевр, чтобы все оставалось так, как он сделал. Это происходит вовсе не потому, что ему жаль поделиться с другими. Просто созданный продукт подтверждает, что ребенок уже что-то умеет, что он творец. И если вдруг малыш видит, что через какое-то время от его рисунка (постройки, фигурки из пластилина) не осталось и следа, он, конечно, очень расстраивается. Кстати, уважительное отношение к труду ребенка приучает его относиться также к чужому труду.
Игры и занятия с мозаикой
1. Знакомимся с мозаикой. Вместе с ребенком рассматриваем, перебираем, уточняем цвет, форму, величину.
2. Выкладываем из мозаики дорожки, заборы, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, домики, гаражи.
3. Найдите с детьми мозаику заданного цвета: красную, синюю, желтую.
4. Выкладываем дорожку, пропуская по 1 мозаике. Ребенку нужно найти место для недостающей мозаики, подобрать нужный цвет.
5. Раскладываем мозаику по цвету — разноцветная радуга.
6. «Найди мозаику того же цвета, что и у меня. Какого она цвета?»
7. «Положи столько же, сколько и у меня».
8. «Выложи мозаику, чередуя по цвету: красная, желтая, красная, желтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).
9. Выложите разноцветные дорожки, предложите ребенку их запомнить, а пока ребенок не видит, спрячьте одну мозаику. Ребенку нужно догадаться, какая мозаика исчезла.
10. «Запретный цвет» выложи цвета кроме (красного) цвета меняются, в дальнейшем можно добавлять цвета.
11. Выложить дорожки и спросите: «Какая самая длинная( самая короткая?»
12. «Выложи синюю дорожку, короче красной».
13. «Покажи мозаику, чтобы она была не желтой».
14. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
15. Выложите половинку фигуры и попросите ребенка закончить картинку.
16. «Перечисли все цвета мозаики».
17. «Положи синюю мозаику между красной и желтой, а оранжевую слева от красной».
18. Строим из мозаики пирамидку и определяем, какого цвета полоска в самом низу, какая в верху, какая между красной и желтой, под синей, над белой, какая полоска ниже: красная или синяя.
19. «Возьми в руку несколько мозаик. Посчитай, сколько мозаик у тебя в руке».
20. «Заселим домики» (состав числа).
21. Построй квадрат из 8 фишек и перестрой его в треугольник.
22. Выложите фишки так, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех.
23. Выложите из фишек фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).
24. Ребенок выкладывает фишки, следуя вашим инструкциям: «Положи красную фишку, справа положи синюю, снизу желтую».
25. Из мозаики можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.
26. Выложи фигуру по картине-схеме.
Придумывайте, ищите, творите – и вы удивитесь, какими творческими личностями вырастут ваши дети!