Травмы глаз у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Причем у мальчиков в пять раз чаще, чем у девочек. В большинстве случаев причиной становится невнимательность родителей, которые оставляют детей без присмотра. Мама занята на кухне, папа смотрит телевизор, а малыш предоставлен сам себе. Чтобы развлечься, он хватает зонт, ножницы, вязальные спицы…
Травмировать глаза дети могут, забавляясь с игрушечными пистолетами, стрелами, дротиками. Желательно вообще не покупать их малышам или позволять играть только под контролем родителей.
Мы, взрослые, можем сделать многое, чтобы уберечь детей от несчастных случаев. Чтобы защитить детей от возможных травм, следует устранить потенциальный источник опасности. Позаботиться о том, чтобы в опасном месте ребенок находился под присмотром, чтобы одежда, игрушки, спортивное снаряжение и другие вещи детей были безопасны в использовании, при необходимости использовать предназначенные для детей средства защиты, давать детям поручения. Обучать их и руководить ими сообразно их уровню развития, четко ограничивать то, что ребенок может делать и где он может находиться. Своим собственным поведением служить для детей хорошим примером для подражания.
Несчастных случаев и возникающих из-за них травм можно избежать.
Сделать среду обитания и жизнедеятельности ребенка безопасной для него, помочь ребенку стать менее уязвимым, используя средства защиты и стимулируя его физическую активность.
Чтобы предупредить несчастный случай, не обязательно изолировать 4-7-летнего ребенка от всевозможных опасных мест и ситуаций, но важно научить ребенка распознавать опасности и избегать их, а также правильно вести себя в опасных ситуациях. Дома проводить беседы о том, что необходимо бережно к органам чувств и почему; говорить о поведении сохраняющем и укрепляющем здоровье; уточнять представления детей об опасных для глаз ситуаций в быту. Предложить рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы :хотел бы жить ты в такой комнате? Какие опасные предметы ты видишь в этой комнате? Назови опасные предметы на рисунках и обведи их по контуру. Прочитать на досуге стихотворение Н. Орловой “Ребятишкам про глаза”.
Можно предложить детям сыграть в игру «Хорошо-плохо». Сравним картинки и скажем, где ребенок поступает правильно, бережет глаза, а где нет. Если хорошо для глаз – хлопайте в ладоши, плохо – закрывайте глаза.
- Ребенок трет глаза грязными руками.
- Ребенок вытирает глаза чистым платком.
- Ребенок читает в хорошо освещенной комнате.
- Ребенок читает в транспорте.
- Ребенок смотрит телевизор, играет на компьютере сидя близко к экрану.
- Ребенок читает лежа в постели.
- Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана, почему?
На заметку
- Позаботьтесь о том, чтобы малышам в руки не попадали опасные “игрушки”: колющие предметы, спички, бытовая химия, лекарства.
- Напоминайте ребенку о правилах поведения с животными.
- При любых травмах глаз главное – вовремя обратиться за помощью к специалисту. Это поможет избежать многих осложнений.
- Бывают случаи, когда дети скрывают повреждения глаз, потому что боятся наказания. Объясните малышу, что намного лучше сказать о “неприятности” маме, чем потом идти к врачу. Пообещайте ребенку, что не станете ругать его в подобной ситуации.
- Если малыш травмировал не сам глаз, а кожу вокруг него, все равно покажите его врачу.
И самое главное, уважаемые родители, не забывайте принимать активное участие в организации культурного досуга детей. Это в значительной мере поможет отвлечь их от шалостей и игр, нередко связанных с повышенной прямой опасностью повреждения глаз.
Учитель-дефектолог Толкун О.В.