Деятельность педагогов и специалистов в детском саду, прежде всего, направлена на выход в обучении ребенка с нарушениями зрения в большое пространство, на развитие двигательной активности. Мы постоянно сталкиваемся с фактом, когда новые условия сковывают ребенка со зрительным дефектом и, казалось бы, сформированный навык не срабатывает.
Преодоление этой проблемы в условиях специального дошкольного учреждения начинается с изменения содержания и расположения развивающей среды, окружающей ребенка. Среда наполняется большим количеством игровых ситуаций с возможностью свободного выбора для каждого ребенка по его интересам и уровню развития.
Изменяется интерьер групп, кабинетов учителя-дефектолога, территории и участков возрастных групп. Особое внимание уделяется сменным уголкам с объемными игрушками по сюжетам народных сказок, стенам со сменными панно и зрительно-моторными тренажёрами, доске, переносным фланелеграфам разной формы, с различными поверхностями.
Это формирует у ребенка поисковую операцию, интерес к заданиям, творческое начало. Пространство поиска нужного объекта постепенно расширяется (кабинет, группа, сад, физкультурный зал, участок, улица).
В кабинете учителя-дефектолога стены, двери, пол, потолок оформляются так, чтобы ребенок свободно передвигался, работал в различных динамических позах: стоя, сидя, лежа, расслаблялся зрительно и физически.
Для расслабления и отдыха ребенка можно использовать индивидуальные коврики с яркой красочной аппликацией. Во всех видах деятельности используются музыка, художественный образец в картине, слове.
Все это дает возможность педагогу проводить игры и упражнения одновременно на развитие зрительных функций по современным традиционным и нетрадиционным методикам, развивать личность ребенка, его самостоятельность и творчество.
Из нетрадиционных методик возможно использовать методики зрительного переобучения по Бейтсу, основанные на релаксации зрительного аппарата и ума ребенка: упражнения «быстрого взгляда», когда ребенок без напряженного всматривания, без элемента соревнования, т. е. в спокойном и pacсла6ленном состоянии, извлекает из своего зрения все возможности. Также, методики В.Ф. Базарного «Сенсорные кресты», «Экологический букварь», «Пальминг», стимуляцию светом и цветом.
Работа ведётся по двум направлениям одновременно.
1. Формирование зрительного восприятия.
2. Овладение способами общения в разных видах деятельности.
В коррекционно — развивающей работе возможно использовать:
- Совмещенные занятия специалистов (учитель-дефектолог (логопед, тифлопедагог) и педагог-психолог). Их необходимость диктуется особенностью проявления поведения детей с нарушением зрения в присутствии новых лиц. В данном случае каждый специалист на занятии не посторонний наблюдатель, а непосредственный участник (объем его участия заранее планируется). Такие занятия благодатная почва для развития психических процессов.
- Организация передвижных игровых зон. Новые настенные доски, фланелеграфы разной формы расширяют игровые и учебные возможности детей и педагога, дают простор для движения.
Примерный объем работы на вертикальном полотне (стена, двери):
— упражнение по типу «Быстрые взгляды»;
— обучение целенаправленному восприятию;
— узнавание объектов на расстоянии. Выделение признаков узнавания (как узнал);
— приближение к объекту (какие дополнительные признаки, детали замечены);
— обводка объекта указкой (по контуру, не прикасаясь к нему, на расстоянии глазами, с использованием руки, мысленно в воображении с закрытыми глазами). - Соединение объектов дорожкой (указка или рука, взглядом, мысленно):
а) по сюжету сказки;
б) по заданию педагога (например, «выведи» с поля лишний предмет);
в) отыскивание пары (по сенсорным эталонам, по понятию, по эмоциональному состоянию и т. д.). - Рассказывание сказки или рассказа по объектам стенда.
- Работа по восприятию изобразительных средств глубины пространства. Широко используются объемные лабиринты, которые способствуют развитию целенаправленной ориентировки, воспитывают интерес и внимание, некоторые виды работы с лабиринтом:
а) движение в лабиринте по правилу, плану-схеме;
б) движение по цветовому ориентиру-стрелке, соответствующей жетону ребенка;
в) прослеживание взглядом направления движения по лабиринту для поиска пары (ребенка, игрушки, предмета). Практическая проверка выбора (по типу «живые шашки»). Лабиринты составляем из шнура, веревки и крепим липучками. - Драматизация сказок, фрагментов, упражнения на общение с использованием народного интерьера, деталей костюма, с участием взрослых персонажей.
- Включение в занятия родителей (соревнование в игре, упражнения).
- Практика занятий смешанных возрастов.
- Введение нового типа «свободных» занятий, когда дети по своему желанию могут выбрать сказочную ситуацию, игрушку, набор объектов в их самостоятельное использование. Учитель-дефектолог, не вмешиваясь, наблюдает, определяет для себя уровень самостоятельности и творчества ребенка, общения с товарищами.
Все это дает положительный результат в развитии зрительных возможностей детей, подготавливает их к умению использовать эти возможности в любых условиях окружающего ребенка мира.