В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка. У большинства детей с нарушениями зрения из-за зрительной депривации, затрудняющей передвижение в пространстве и низкой двигательной активности, наблюдается избыток массы тела.
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.
По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Перед педагогами специального дошкольного учреждения, руководителем физического воспитания встает вопрос, как сделать работу эффективной?
Работа по профилактике избытка массы тела в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения должна осуществляться систематически. Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате нарушения зрения.
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности и, конечно, оказывает закаливающий эффект. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.
Для организации двигательной активности детей на прогулке необходимо создать все возможные условия для развития и оздоровления детей.
Участки специального дошкольного учреждения имеют веранды, скамейки, горки, турникеты, лестницы для лазания, площади для организации подвижных игр, на территории оборудована физкультурная площадка, площадка для закрепления ПДД, «Сенсорная тропа», разработанные с учётом особенностей психофизического развития. Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры и инвентарь).
В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми, имеющими избыток массы тела (далее — ИМТ), и организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются игры с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания. С детьми, имеющими ИМТ необходимо увеличение дозировки тех или иных двигательных заданий.
Вместе с тем, при организации физической нагрузки необходимо учитывать характер зрительной паталогии:
-при близорукости нельзя низко наклоняться, исключить сильные физические нагрузки, необходим постоянный контроль за осанкой;
— при гиперметропии (дальнозоркости) возможны физические нагрузки;
— при астигматизме необходима постоянная смена деятельности;
— для детей с афакией необходимо ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднятие тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.
Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества для детей, имеющих нарушения зрения с ИМТ. Хороши для детей, которым противопоказаны физические нагрузки пешие прогулки за территорию специального дошкольного учреждения.
На прогулке следует проводить релаксационные и дыхательные упражнения. Релаксационные упражнения используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности, в том числе и зрительные.
Во вторую половину дня больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей.
Спортивные игры способствуют развитию ловкости, глазомера.
Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении организованной двигательной деятельности, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.
Таким образом, правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.