Специфические особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения:
Перечень препятствий и ограничений, которые обычно испытывает ребенок с нарушением зрения в процессе обучения, делает очевидным тот факт, что он не сможет их преодолеть самостоятельно в условиях образовательной интеграции, а, следовательно, нуждается в специальной помощи.
1.Специфические особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения:
- нарушение предметности (получаемые с помощью зрения сведения об окружающем не всегда соотносятся с наполняющими его объектами);
- нарушение точности (отражаемые образы обеднены, характеризуются схематизмом, фрагментарностью, недифференцированностью);
- нарушение целостности (отражаемые объекты не воспринимаются как устойчивое целое, если некоторые части этого целого в данный момент отсутствуют);
- нарушение константности (отражаемые объекты не узнаются при изменении их местоположения в пространстве, а также изменении условий восприятия);
- снижение скорости (зрительное восприятие замедленно, нарушена его симультантность (одномоментность) опознания нескольких признаков: формы, размера, цвета и др.);
2. Специфические особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения:
- замедление скорости приема и переработки информации разной модальности, а не только зрительной;
- нарушение словесного опосредования познавательной деятельности, что отражается на степени ее произвольности (управляемости);
- нарушение логического опосредования, что проявляется в установлении неполных и неадекватных связей и отношений между отдельными блоками информации;
- недостаточная мотивация и целеполагание познавательной деятельности, направленное (специально организованное) познание более продуктивно, чем спонтанное.
3. Специфические ограничения взаимодействия с окружающим миром, дети испытывают трудности в процессе:
- поиска и узнавания объектов;
- определения местоположения объектов и направления их движения в пространстве;
- оценивания расстояний и величин;
- соотнесения услышанных слов с конкретными образами объектов;
- свободной пространственной ориентировки и передвижения;
- овладения приемами и операциями отдельных видов практической деятельности, традиционно требующих усиленного зрительного контроля;
- необходимости работать в одном темпе со здоровыми детьми;
- осознания словесных инструкций;
- разъяснения конкретных значений и функций отдельных предметов, явлений, действий и т.д.