ПАМЯТКА ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
Особенности организации музыкальных занятий
Музыкальное воспитание детей с нарушениями зрения включает в себя ряд специальных коррекционных задач, направленных на преодоление недостатков музыкального развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-реабилитационной работой:
- достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах;
- преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении музыкально-ритмическими движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства);
- активизация и упражнение зрительных функций в процессе музыкального воспитания.
Музыкальное воспитание детей с нарушениями зрения предусматривает проведение индивидуальных занятий пропедевческого характера с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения.
На музыкальных занятиях необходимо:
- Особое внимание уделять развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений, развитию слухового восприятия.
- С целью развития слухового восприятия давать детям задания на локализацию звука в пространстве (откуда идет звук), на локализацию звука по силе (различение звуков по высоте), на соотнесения звука и музыкального инструмента, который издает данный звук (ребенок пользуется только слуховым анализатором).
- Содержание музыкально-ритмических упражнений, игр, хороводов и плясок должно предусматривать развитие зрительно-пространственной ориентировки, координации движений, чувства ритма.
- Для лучшей ориентировки детей в пространстве необходимо использовать световые, цветовые атрибуты, сигналы и ориентиры.
- На музыкальном занятии следует использовать замедленный показ движений, чтобы дети успели запомнить движение.
- Необходимо чаще подходить к детям для фиксации их правильных движений.
- На музыкальных занятиях дети с низкой остротой зрения должны стоять за детьми с более высокой остротой зрения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве. Необходимо также учитывать темп движения детей.
- На музыкальных занятиях и праздниках можно снимать окклюзию, чтобы у ребенка появилось ощущение свободы движения в пространстве, его красоты.