При организации предметно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям:
— создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
— профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;
— вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
Создание оптимальных условий для деятельности глаз
1. Система гигиенических мероприятий.
— Состояние и оформление игрового помещения с учетом достаточного освещения (для слабовидящих детей адекватная норма 500 Люкс), оформления стен (светлые, однотонные с матовой поверхностью), удобного и безопасного расположения мебели.
— Использование качественно оформленного дидактического материала, с учетом специфических требований таких как размер, наиболее доступная для восприятия цветовая гамма, характер поверхности, учет светоотражательных свойств материалов и пр.
— Использование приемов обеспечения лучшей видимости; таких как подъем объекта на уровень глаз ребенка, подсветка и фонирование, предъявление предметов под наклоном и др.
2. Профилактика появления зрительного утомления.
— Соблюдение режима дня и режима учебных занятий для предупреждения общего и зрительного утомления.
— Проведение зрительной гимнастики, направленной на восстановление зрительной работоспособности и профилактику зрительного утомления, с использованием сменных настенных тренажеров, специальных комплексов упражнений в зависимости от зрительной патологии.
— Использование уголков уединения, элементов психогимнастики и релаксационных игр для снятия общего моторного утомления и эмоционального напряжения воспитанников
3. Адаптивная направленность организации предметной развивающей среды.
При проведении работы в этом направлении учитываются следующие компоненты: адаптация к предметному миру, к собственному «Я», к системе межличностных и социальных отношений. Адаптации к предметному миру способствует специально созданная полисенсорная развивающая среда. При ее организации мы учитываем возрастные особенности и зрительные возможности детей, а так же период лечебно-восстановительной работы. Поэтому предметная среда мобильная, а в ее организации используем самые разнообразные материалы и все возможные пространства групповых помещений.
Настенные зрительные тренажёры.
зрительные тренажёры
Для стимуляции, активизации и развития зрения, укрепления и восстановления работы мышц глаза на стенах, потолке в групповых комнатах, кабинете тифлопедагога, расположены зрительные тренажёры.
Восстановлению и укреплению глазодвигательных мышц глаза, развитию прослеживающих функций взора, снятию напряжения с глаз способствует зрительный тренажер, взятый на вооружение у В.Ф.Базарного. Кроме того, дети могут самостоятельно проводить указкой по линиям тренажёра и тогда ещё формируется скоординированность действий глаза и руки – зрительно-моторная координация. «Бегущие огоньки» – световая и цветовая стимуляция (раздражающее воздействие на колбачки зрительного аппарата, которые отвечают за видение днём, за восприятие и различение цвета).
Использование нестандартного оборудования и пособий способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы, вызывает интерес и эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь способствует оздоровлению, реабилитации и социальной адаптации детей с нарушениями зрения.
Заведующий Орехво Э.В.
Валерия М.
Дмитрий