создание социально-бытовых и офтальмо-гигиенических условий
В целях обеспечения здоровья, физического развития, преодоления двигательных нарушений у детей с нарушением зрения и повышения уровня их двигательной подготовленности необходимо создание социально-бытовых и офтальмо-гигиенических условий, предусматривающих:
— наличие физкультурного, коррекционного и тренажерного залов;
— наличие специального инвентаря, пособий, предметов для коррекции преодоления движений и вторичных отклонений;
— рациональное размещение оборудования;
— освещение всей площадки зала и оборудования;
— наличие спортивной формы и обуви;
— обеспечение личной гигиены (чистые очки, прочный окклюдор, специальные приспособления для держания очков);
— соблюдение гигиены окружающей среды (чистота пола, пособий);
— осуществление офтальмолого -гигиенического контроля за проведением занятий по физической культуре.
Специальное оборудование
Специальное оборудование, приспособления необходимо располагать в залах, где проводятся занятия по физической культуре, пропедевтическая подготовка детей к овладению основными движениями, занятия по индивидуальной коррекции, а так же упражнения на тренажерах.
Физкультурное оборудование для основных движений и общеразвивающих упражнений (гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки, жгуты, канаты, веревки, гимнастические доски, скамейки и др.) должно иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 3 до 5 мм.
Применение
Применяются пособия со специальными разметками для сосредоточения на предмете, прослеживания действия, его точного воспроизведения, зрительного анализа и контроля.
С помощью специальных разметок дети свободнее ориентируются при выполнении заданий (выполняют действия в указанном направлении, определяют место сосредоточения взгляда, место для прыжков). Специальные обозначения на оборудовании помогают детям контролировать действия руками и глазами, согласовывать действия рук и ног, определять направления при выполнении действий и свое положение в пространстве, осуществляя при этом зрительный анализ своих действий и действий своих сверстников.
Специальные подводящие дорожки к снарядам, месту игр, движений (на дорожках нанесены прямоугольники, кружки диаметром от 15 до 30 см, контуры, силуэты стоп) позволяют детям точнее выполнять направления движения, двигаться без зрительного напряжения, сохраняя правильную осанку, координировано выполнять задания и совершенствовать согласованность руки и глаза при движении.
Целесообразно в помещениях для занятий устанавливать зеркальные стены размером 1500x 3000 мм. Это приспасобление дает возможность осуществлять зрительный анализ за собственными движениями, соотносить свои действия с пространством.
В достаточном количестве необходимо иметь зрительные ориентиры в виде плоских и объемных фигур (человек, изображение животных, куклы, игрушки и др.)
Для проведения специальной гимнастики для глаз применяются наборы предметов с целью прослеживания действий руки, сосредоточения, локализации взгляда. Предметы (игрушки, конусы, мелкие игрушки) должны иметь специальные отверстия для пальца.
В наборе специальных приспособлений необходимо иметь различные мишени:
— мишени яркоокрашенные;
— мишени с ярким контуром;
— мишени различные по размеру (соответственно зрительным возможностям детей);
— мишени подвижные в виде геометрических фигур и изображений животных;
— мишени объемные типа «Барабан», «Бубен».
В процессе физического воспитания дети с нарушениями зрения могут быть использованы различные мигающие устройства типа «Сова», «Маяк», а также устройства с подвижными частями типа «Маятник», «Часы». В индивидуальной работе по физическому воспитанию с детьми применяются различные оптические приборы (линзы, диаскопы и др.).
Использование наборов настольных игр «Кольцеброс», «Бадминтон», «Баскетбол» и др. необходимо для развития зрительного восприятия с учетом индивидуальных возможностей детей.
Широкое применение имеют упражнения с трафаретами, которые используются при организации подвижных игр и игровых заданий: «Выложи самолет по трафарету», «Построй пирамидку», «Найди свое место» и др.
проведение пропедевтических занятий
Для проведения пропедевтических занятий на ориентировку в пространстве применяют специальные схемы-рисунки. На рисунках изображены дети, выполняющие действия в различных направлениях.
В спортивных залах, комнатах коррекции необходимо размещать путеводители и специальные опоры, которые помогут детям выбрать необходимое направление, определить место для выполнения упражнений, проследить действия рук, качественно выполнить задание самостоятельно без помощи взрослых. Эти приспособления обеспечивают страховку детей при выполнении прыжков, равновесии во время ходьбы по гимнастической скамейке, шнуру и т.д.
Целесообразно в процессе формирования двигательных навыков использовать графические рисунки, изображающие различные позы человека при движении, стоянии и др.
На занятиях по физической культуре с дошкольниками при нарушении зрения эффективно могут применяться различные средства наглядной информации (шарнирные, плоскостные, объемные куклы). Размер кукол определяется в соответствии со зрительными возможностями детей (от 400 до 1000 мм). Куклы применяются для формирования основных движений: создания представлений о движении, развитии зрительного восприятия, создания образа движения, обучении выделению частей тела куклы, совершаемых ею движений, прослеживании выполняемых действий на кукле самим ребенком или педагогом.
Использование таких пособий позволяет моделировать различные движения по памяти, образцу-схеме, показу, сосредотачивать взгляд на движениях, выполняемых куклой, моделировать движения в пространстве, воспроизводить их самому.
специальные тренажеры
В работе с дошкольниками по физическому воспитанию необходимо широко использовать специальные тренажеры и нестандартное оборудование. На занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, могут использоваться следующие тренажеры:
— беговая дорожка для имитации ходьбы и бега, ля массажа стоп;
— ролик гимнастический для укрепления мышц спины, брюшного пресса, рук;
— массажеры для повышения кожно-мышечного тонуса, улучшения крообращения;
— коврик массажный, плетенная дорожка, мешки с камешками применяются для профилактики плоскостопия;
— велотренажеры применяются для укрепления сердечно-сосудистой системы; развития выносливости, укрепления мышц спины, живота, ног.
Игры с мячом для детей при расходящемся косоглазии
Прокатывание мяча в ворота
Прокатывание мяча вокруг кеглей
Прокатывание мяча вокруг кубов
Перекатывание мяча друг другу, закрепляя направление (вправо, влево, прямо)
«Скати мяч с возвышенности» (наклонная доска, горка)
«Забрось мяч в ведерко, лунку» (перпендикулярно)
Отбивание мяча об пол (стоя, ходить по комнате, прыгая) со стихами
«Прокати мяч назад» (индивидуально и коллективно)
«Забрось мяч в корзину с расстояния»
«Оттолкни мяч от себя»
«Прокати мяч вокруг себя» (не сдвигаясь с места)
«Подкати мяч ногами» (сидя на полу)
«Бодай мяч» (ходьба на четвереньках)
Футбол
«Проведи мяч ногой» (дается определенное расстояние)
«Докати мяч до флажка»
«Сбей кеглю» (прокатывая)
Направление взгляда вниз и вблизь вызывает напряжение конвергенции и сведение зрительных осей, поэтому игры в основном подбираются и проводятся с таким направлением взгляда.
Игры с мячом для детей при сходящемся косоглазии
Бросание и ловля мяча (друг другу)
Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно (с хлопками)
Бросание об стену и ловля отскочившего мяча
Передача мяча над головой (в колонне, сидя, стоя)
Забрасывание мяча в кольцо
Игра с мячом через сетку
Бросание и ловля мяча через веревку, натянутую выше роста ребенка
«Закати мяч на горку» (доску или любой возвышенный предмет)
«Попади мячом в цель» (подвижную или неподвижную)
«Сбей кеглю или другую игрушку»
«Чей мяч выше подлетит?»
«Поймай шарик» (на удочку)
«Кто первый принесет мяч?» (бросать можно и вдаль, и вверх)
«Кто дальше бросит мяч?»
Бросание мяча через обруч
Бадминтон
«Мяч-чижик»
Направление взгляда вверх и вдаль способствует дивергенции, поэтому на занятиях с детьми, страдающими сходящимся косоглазием, подбираются упражнения, связанные с таким направлением взгляда.