СЕНСОРНОЕ развитие — это развитие, направленное на формирование полноценных представлений о предметах окружающего мира. Служит основой формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.
От сенсорного развития детей в дальнейшем зависит готовность к обучению ребенка в школе.
У детей, имеющих нарушения зрения и речи, развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. У детей с нарушениями зрения затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Также требуется большее количество проб при решении практических задач при обследовании предмета.
Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Детям трудно дифференцировать понятия «право» и «лево», обозначающие месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле.
Предлагаем специальные упражнения для сенсорного развития детей:
Раскладывание предметов на группы с учетом величины, формы, цвета.
Сравнение двух предметов одинакового размера и одного контрастного.
Сравнение предметов по форме.
Выбор геометрической формы по словесной инструкции.
Нахождение в окружающем предметов определенной формы, цвета, размера.
Обучение изготовлению аппликации из геометрических форм, разных по цвету.
Развитие представлений о цвете (вводятся основные цвета спектра, дается инструкция «найди такой же» (не обозначая цвета), обучение передачи цвета предмета через раскраски).
Развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха (ребенку предлагаются упражнения на различение слов на слух; сначала подбираются слова более контрастные по звучанию, затем менее контрастные и, наконец, отличающиеся одной по звучанию фонемой: палка – балка, кочка – точка, ложки – рожки). При организации работы необходимо использовать предметные картинки.
Упражнения по перемещению в пространстве (по полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях).
Начиная с 3-х лет, ребенка учат конструировать из кубиков по подражанию, а с 4-х лет по образцу.
Формирование временных представлений (cутки, утро, вечер, день, ночь; сегодня, завтра, вчера; неделя; времена года по контрасту: зима-лето, весна-осень; о месяцах года).
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, поэтому очень важно уделять внимание формированию представлений о внешних свойствах предметов: на полисенсорной основе.