Рекомендации для воспитателей дошкольного образования, учителей-дефектологов, специалистов по работе с детьми с нарушениями зрения в зависимости от вида зрительной патологии.
МИОПИЯ (близорукость)
Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).
Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение — «заискрилось» в глазах).
Рекомендации:
— обязательно хорошее освещение;
-нельзя низко наклоняться, беречь спину;
-исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости);
-необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов);
-ребенок должен сидеть в первых рядах, ближе к источнику освещения ( окну);
-освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях при самостоятельной работе-1500 лк;
— допустимая зрительная нагрузка-10 мин.;
— зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия;
— строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание;
— постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.
ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость).
Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).
Рекомендации:
— возможны физические нагрузки;
— легче смотреть вдаль;
— предметы для демонстрации, работы — крупные, красочные;
— трудно работать в тетради — чаще у доски.
АСТИГМАТИЗМ.
Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.
Рекомендации:
-дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности,
ПРИ СМЕШАННОМ АСТИГМАТИЗМЕ ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:
-использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;
— ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках;
— т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей — неуклюжи за столом — все роняют.
АМБЛИОПИЯ.
Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.
Рекомендации:
— при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов;
— допустимая нагрузка- 10 минут;
— отдых для ребенка — это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут;
— использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, пазллов, рассматривание картинок;
— использовать трафареты, контурные изображения.
КОСОГЛАЗИЕ (девиация).
Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси.
— снижаются зрительные функции,
-отсутствует бинокулярное зрение ( нет слияния в единый образ),
-замедляется скорость, точность дифференцированность восприятия предметов окружающего мира,
— т.к. существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.
СХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.
Рекомендации:
-работать на приподнятой поверхности ( подставка);
-необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов.
РАСХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.
Рекомендации:
— работа на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;
— использовать индивидуальные карточки;
— развивать слуховое внимание.
НИСТАГМ.
Патология глазодвигательной системы- качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.
Причина: поражение ЦНС.
Рекомендации:
— т.к. нарушена функция взора, недопустима работа у доски;
— работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания;
-при рассматривании иллюстраций нижнюю границу предмета контролировать с помощью линейки, через рамочку;
— смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей;
— нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.
КАТАРАКТА.
Помутнение хрусталика.
Афакия – оперированная катаракта ( глаз без хрусталика).
Рекомендации:
— иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение;
— допустимая зрительная нагрузка 10-15 минут;
— отдых 7-10 минут ( работа на слух, устное выполнение заданий),
— использовать демонстрационные приемы (показ таблиц, схем, натуральных пособий);
— для детей с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.
Елена М.
Татьяна
Ирина