Обратная связь
Консультация «Взаимодействие специалистов и семьи в адаптационной группе»

В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Как обеспечить преемственность семейной модели социализации и социализации в дошкольном учреждении? Это возможно при комплексном сопровождении социальной адаптации ребёнка раннего возраста и его семьи.

Основные процессы

В модели развития системы ценностных ориентаций личности выделяются три основных процесса: адаптация, социализация и индивидуализация, протекающие одновременно. Адаптация, заключается в устранении тревоги и поддержании баланса в системе «человек-среда», социализация отражает внутреннее принятие ценностей значимых других, индивидуализация направлена на выработку собственной автономной системы ценностей. Каждая, в свою очередь, включает три уровня, сформированных этими процессами: «защитные», «заимствованные» и «автономные» ценности.

Психологические механизмы социализации

К психологическим механизмам социализации в семье можно отнести: подкрепление – выработка привычки к соблюдению норм посредством поощрения или наказания; идентификация – отождествляемая им с подражанием; понимание, связанное с формированием самосознания.

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми, новые требования к поведению, другой стиль общения – все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.

условия для устранения тревоги

Для успешной социализации ребёнка раннего возраста необходимо создать условия для устранения тревоги, формирования доверия и уважения к сотрудникам учреждения, принятия новых ценностей и групповых норм, а также организации среды для самовыражения и раскрытия личности воспитанника. Учеными установлено, что процесс адаптации происходит намного лучше и быстрее при заинтересованном участии родителей, зависит от качества детско-родительских отношений, выработке адекватных способов родительского поведения. Особую роль играет эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. Посещение адаптационной группы некоторое время вместе с мамой способствует установлению доброжелательных, доверительных отношений малыша с педагогами группы и другими детьми, уменьшает чувство тревоги, ребенок осваивает пространство группы через наблюдательную, неактивную позицию социальной коммуникации.

Конечно, в период пребывания детей в адаптационной группе необходима психолого-педагогическая поддержка самих родителей воспитанников.

Во время первой встречи с родителями необходимо:

— в индивидуальной беседе выяснить условия жизни ребенка дома, получить сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи. С этой целью можно предложить родителям заполнить анкеты;

— рассказать о задачах работы группы, познакомить с образовательной программой; помочь родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников;

— познакомить их с сотрудниками специального дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми;

— предложить заполнить «родительский договор».

При последующих встречах

При последующих встречах с родителями нужно разъяснить им значение режима дня, ритмов сна, активного бодрствования, прогулок. Уточнить пожелания родителей по вопросам питания ребенка, формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Функции специалистов распределяются следующим образом:

заведующий специальным дошкольным учреждением – проводит экскурсии по яслям-саду, беседы с родителями, оформление родительских договоров, разъяснение нормативной правовой базы, регулирующей поступление и организацию жизнедеятельности поступающих воспитанников;

заместитель заведующего по ОД – проведение анкетирования с родителями, координация деятельности всех педагогов и специалистов;

педагог-психолог – проведение психогимнастики, консультирование педагогов и родителей;

старшая медсестра, врач-педиатр – консультирование, наблюдение за детьми;

руководитель физвоспитания – проведение физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми и родителями, консультирование;

музыкальный руководитель – проведение музыкальных игр-занятий, консультирование;

учителя-дефектологи — наблюдение, консультирование;

воспитатели – проведение совместных с родителями игр-занятий, консультирование.

В условиях функционирования адаптационной группы родителям предоставляется возможность общаться между собой, получать необходимую информацию об особенностях развития, воспитания малышей с учетом выявленных нарушений, укреплять собственные родительские позиции и др. В группе получают развитие различные социальные ситуации: ребенок не хочет делиться игрушкой, сердится на другого, капризничает и пр. Родители осваивают наиболее оптимальные способы разрешения данных противоречий, обмениваются собственным педагогическим опытом.

Доброжелательная и поддерживающая атмосфера в группе позволяет родителям лучше понимать своего ребенка, чувствовать себя увереннее, повышать родительскую компетентность.

Анкета – знакомство

1. Фамилия, имя собственное, отчество ребенка, дата рожден6ия __________________

__________________________________________________________________________

2. Домашний адрес и телефон (дом., раб.) ______________________________________

__________________________________________________________________________

3. Мама (ФИО, профессия, образование) _______________________________________

__________________________________________________________________________

4. Папа (ФИО, профессия, образование) _______________________________________

__________________________________________________________________________

5. Проживающие совместно бабушка, дедушка, сестра, брат….. (место работы, учебы) __________________________________________________________________________

6. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям? ____________________________

__________________________________________________________________________

7. Как засыпает? ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________

8. Как называют ребенка дома? _______________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Навыки самообслуживания ________________________________________________

__________________________________________________________________________

10. Умеет ли ребенок играть сам? _____________________________________________

__________________________________________________________________________

11. Его любимые игры и игрушки _____________________________________________

__________________________________________________________________________

12. С желанием ли играет ребенок с другими детьми? Делиться ли он игрушками? ___

__________________________________________________________________________

13. Каковы любимые занятия дома? Вне дома? __________________________________

__________________________________________________________________________

14. Хочет ли посещать детский сад? ___________________________________________

__________________________________________________________________________

15. С какими трудностями сталкиваете5сь в воспитании? _________________________

__________________________________________________________________________

16. Чтобы вы хотели получить от пребывания ребенка в детском саду? _____________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________