1. Играя с детьми используйте подвижно подвешенные предметы яркие по цвету и интересные по материалу. Используйте резинку, чтобы привязать их к планке над кроватью или на угол места для игры (эластичная лента будет вытягиваться и пружинить, что предотвратит возможность обмотать ее вокруг себя и шеи.). Попробуйте ярко окрашенные мерные ложки, маленькие контрастные тарелочки из фольги, закрывающиеся чашечки, зубные щетки, щетки для посуды, губки, мочалки, большие помпоны из пряжи, большие колокольчики — более 3, 5 см. в диаметре, пищащие игрушки, контейнер для яиц, алюминиевая фольга, ткань с блестящей нитью.
2. Сделайте лоскутный коврик, используя яркие моющиеся цветные образцы тканей различной фактуры: велюр, сатин, махровая ткань, грубый вельвет, искусственный мех. Сшейте большие куски вместе или пришейте несимметричные куски к старой простыне. Используйте этот коврик в месте, отведенном для игры. Помогите вашему ребенку тактильно обследовать различную ткань.
3. Легонько ударяйте или проводите по телу ребенка кусочками различной ткани другими предметами, обладающими различной поверхностью: бархоткой для пудры, полотенцем, сухой щеткой, салфеткой, чтобы приучить его к прикосновениям. Используйте также лосьоны, детское масло и крем.
4. Вода может быть забавна для вашего малыша. Дайте ему почувствовать свое тело в воде и разницу между теплым и холодным. Детям постарше нравится плескаться в воде ванной, ощущать емкости с водой и опоражнивать их и играть с плавающими игрушками.
5. Игра в песок — хорошее занятие для детей более старшего возраста, когда они уже могут самостоятельно сидеть. Находитесь рядом, покажите, как совочком насыпать песок, проделав это совмещенно. Ребенок может пересыпать песок, шевелить в нем пальцами, погружать туда игрушки, делать горки из влажного песка.
6. Побуждайте своего ребенка хватать свои ножки, приводить свои руки вместе, используя для этого помпон или большой (более 3, 5 см в диаметре) колокольчик, или яркие цветные носки. Натяните носки на руки или ноги, чтобы привлечь к ним внимание и помогите ребенку схватить за носок.
7. Используйте различные визуальные стимулы, которые может воспринять ребенок, пусть частично. Тихо включите свет в темной комнате и пронаблюдайте, как среагировал ребенок: мигает, пугается, внезапно становится тихим или возбуждается, а может быть тянется руками к свету. Проделайте то же самое с мигающим светом. Поместите его сначала прямо перед ребенком, потом двигайте в разные стороны, постоянно меняя расстояние до ребенка. Сочетайте мигающий свет с кусочками цветного целлофана и отметьте, как ребенок реагирует на разные цвета. Если вам кажется, что он реагирует на свет, двигайте источником света медленно по дуге, пересекая поле зрения ребенка. Побуждайте ребенка следить за светом, поворачивая его голову. Если ребенок нервничает или чувствует себя некомфортно, попробуйте более мягкий свет, избегайте светить прямо в глаза
8. Ваш ребенок может быть увидит свет, отраженный от зеркальных поверхностей. Это может быть алюминиевая фольга, баллон от сифона, блестящий чайник. Держите их перед глазами ребенка и двигайте из стороны в сторону. Поворачивайте их так, чтобы в них отразился свет, наблюдайте следит ли ребенок за ними.
9. Яркие цветные предметы и их детали могут также привлечь внимание ребенка. Флуорисцентные цвета особенно яркие. Чехлы для зубных щеток, погремушки, мячики из ткани и другие предметы хороши для игры. Помогите ребенку проследить за ними глазами, как вы двигаете ими из стороны в сторону, вверх и вниз. Побуждайте ребенка схватить их.
10. Выбирайте яркие четкие образцы обоев для комнаты вашего ребенка. Ярко окрашенные занавески, шары или планки кровати будут хорошим дополнением.
11. Младенцы обычно любят смотреть на предметы, напоминающие по форме лицо. Вы можете пришить или приклеить простое подобие лица на цветную подушку, сделав «подушку — лицо «, чтобы ваш ребенок смотрел и трогал.
12. Используйте резинку для подвешивания предметов над кроваткой и стимулируйте игру ребенка с этими звучащими предметами: погремушки, пищалки, колокольчики, детский телефон, ручки и ложки, связанные вместе, тикающие часы игрушечная гармошка. Некоторые погремушки могут быть сделаны из закрывающихся чашек, привязанных к бортику высокого стульчика. Резинка, привязанная к предметам, помогает подтянуть их, когда ребенок сидит в кроватке, коляске, высоком стульчике.
13. Приучайте вашего ребенка к различным запахам. Смочите клочок ваты духами, ванилью, апельсиновым экстрактом, ментолом. Запечатайте их в маленькую коробочку из-под маргарина и сделайте в крышке несколько отверстий. Пусть ребенок вдыхает запахи и учится их различать. Другие пахнущие продукты включают в себя: мыло, свечи, ладан, крем для бритья, цветы, сосновая хвоя, свежесрезанная трава, различные сорта чая, луковицы,
фрукты, шоколад, арахисовое масло, патока, мед, свежее печенье. Все это имеет свой запах, и приносить различно пахнущие вещества и привлекать к ним внимание вашего ребенка должно стать вашей второй натурой.
14. Вы можете организовать интересную выставку для вашего ребенка, прикрепив в углу комнаты фольгу и освещая ее маленькими цветными лампочками. Если у вас создалось впечатление, что ребенок воспринимает свет, хотя и не показывает этого, он может наблюдать это зрелище из своей кровати или игровой зоны. (Не используйте мигающее освещение, если ребенок склонен к судорогам, сначала посоветуйтесь с врачом.)
15. Если вы будете держать ребенка в разных положениях, у него будет больше возможностей узнать мир получше. Если держать ребенка на плечах, это очень хорошая позиция для рассматривания и слушания. Если положить ребенка на живот в игровой зоне, ребенок будет учиться держать голову и получит больше возможности для обследования окружения. Вы можете приподнять ребенка с помощью свернутой подушечки или небольшого валика. Пока ребенок не может сидеть самостоятельно без поддержки, попробуйте использовать для этого ящик, обитый подушками, посадите туда ребенка и подвижно подвесьте прямо над ним предметы так, чтобы он мог их трогать.