Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте формировать все аспекты душевного покоя для положительной динамики личностного роста детей.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в социуме, в процессе всей его жизнедеятельности.
Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Что же такое психологическое здоровье?
— это здоровое развитие личности;
— это адекватная реакция человека на те или иные события;
— это здоровое мироощущение и мировосприятие.
Психологическое здоровье делает личность самодостаточной…
Мы вооружаем ребенка – в соответствии с его возрастом – средствами:
— самопонимания,
— самопринятия,
— саморазвития.
Вот так выглядит модель психологически здорового ребёнка:
— активный,
— творческий,
— любознательный,
— инициативный,
— самостоятельный,
— доброжелательный,
— помогающий и уверенный в себе,
— открытый и сопереживающий.
Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Он может достаточно профессионально найти подход к каждому ребёнку и сформировать в нём те качества, которые в дальнейшем послужат более благополучному и успешному формированию личностного развития ребёнка, что приводит к формированию полноценного психологического здоровья детей!
Эмоциональное благополучия педагога — условие положительного эмоционального состояния детей. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.
Педагогу:
— Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
— Не навреди! Ищи в детях хорошее.
— Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
— Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику.
— Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
— На занятии создавай ситуацию успеха.
— Не кричи, не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах.
— Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
— Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
— Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
— Оценивай поступок, а не личность.
— Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Условия формирования психологического здоровья ребенка:
— Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
— В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
— Быть затейником и участником детских игр и забав.
— В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
— Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
— Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.
— Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
— Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
— Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Правила доброго взаимоотношения с детьми:
- чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
- пойте с детьми и для детей;
- цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного;
- стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления;
- следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты;
- не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятиях;
- поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил;
- поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания результаты их усилий;
- сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по – своему;
- вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;
- не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе;
- находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения.
- создавайте положительные традиции жизни группы.