В современном обществе дети, которые имеют, речевые нарушения не могут передать эмоционально-смысловое содержание высказывания, иными словами, не умеют выразительно говорить.
Для того, чтобы помочь ребёнку овладеть элементами выразительности необходимо выполнять с детьми специальные упражнения, которые помогут им научиться говорить с выражением.
1. Ребенок упражняется в произношении коротких фраз с заданной интонацией.
Взрослый говорит фразу, например: Наконец-то пошел снег! Ребенок воспроизводит фразу с той же интонацией сначала вместе с взрослым. Затем ребёнок сначала слушает взрослого, а после этого повторяет фразу один с таким же выражением (Папа дома? Бабушка здесь!).
Наконец, ребенку предлагается самому придумывать предложения и произносить их с нужной интонацией.
2.Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений;затем коротких рассказов, историй, стихов, сказок. Последовательность этапов работы сохраняется: вместе с взрослым, после него, самостоятельно.
При выполнении всех упражнений хорошо использовать мимику и жесты.
3.Взрослый произноситфразу, выделяя каждое слово. Например (Катя подарила Паше лошадку).Задает ребенку вопросы, интонационно выделяя нужное слово и просит дать полный ответ, добиваясь, чтобы ребенок тоже выделял слово – ответ интонационно:
Кто подарил лошадку Паше? —
Катя подарила Паше лошадку.
Что сделала Катя? – Катя подарила Паше лошадку.
Кому подарила Катя лошадку? – Катя подарила Паше лошадку.
Что подарила Катя Саше? — Катя подарила Паше лошадку.
4.Для закрепления можно предложитьребенку выучить стихотворение. Обращаем внимание на то, чтобы он правильно использовал интонационные средства выразительности.
Например: Зайка плачет:- Ой – ой – ой!
Я ударился ногой!
— Мы сейчас достанем йод,
И нога твоя пройдет.
Ты у нас совсем большой,
Что ж ты плачешь:- ой – ой – ой!
Учитель-дефектолог Настусевич Т.С.