ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами обучающихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Деятельность системы специального образования в 2015/2016 учебном году направлена на развитие инклюзивных процессов в образовании.
Национальная система образования стремится создать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех обучающихся, включая лиц с особенностями психофизического развития, как в учреждениях специального образования, так и учреждениях дошкольного образования при осуществлении в них интегрированного обучения и воспитания.
Одним из приоритетных направлений преобразований и механизмов осуществления инклюзивного образования является научно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях образования.
На современном этапе организацию образовательного процесса для детей с нарушениями зрения затрудняет:
— отсутствие в действующей программе для детей с нарушениями зрения (Выхаванне i навучанне дашкольнiкаў з парушэннямi зроку/ Н.В. Акулiч, Н.М. Грыгор»ева,-Мiнск: НМЦэнтр, 1997) материала к образовательным областям, определяемым учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования;
-несоответствие учебных наглядных и учебно-методических пособий, изданных для учреждений дошкольного образования зрительным возможностям детей с нарушениями зрения;
-не разрабатываются учебные наглядные и учебно-методические пособия для коррекционных занятий по «Развитию зрительного восприятия», «Социально-бытовой ориентировке», «Пространственному ориентированию и мобильности», «Развитию познавательной деятельности».
Практика обучения и воспитания детей с нарушениями зрения свидетельствует о необходимости специальной адаптации учебных наглядных пособий, изданных для учреждений дошкольного образования зрительным возможностям детей; о разработке и создании дидактических пособий для детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием) для проведения коррекционных занятий учителем-дефектологом (тифлопедагогом).
дидактические пособия
С 2014 года в специальном дошкольном учреждении для внутреннего пользования издаются дидактические пособия, используемые на коррекционных занятиях по «Развитию зрительного восприятия» и «Социально-бытовой ориентировке» с учётом требований, которые необходимо выполнять при предъявлении стимульного материала:
1. Контрастность предъявления объектов и изображений по отношению к фону от 60 до 100%.
2. В изображениях соблюдены пропорциональности отношений по величине в соответствии с отношениями реальных объектов, соотношение с реальным цветом объектов, высокий цветовой контраст.
3. Величина изображений определена зрительными возможностями обучающихся.
4. Фон разгружен от лишних деталей, не вызывает затруднений при опознании объекта в соответствии с заданием.
5. Использовались жёлто- красно-оранжевые и зелёные тона, насыщенностью тонов-0.8-1.0.
6. В зависимости от особенностей зрительной патологии время на экспозицию стимульного материала увеличивается не менее чем в 2-3 раза.
7. Использованы изображения предметов в различных графических модальностях.
Первое пособие издано в 2014 году. В нём представлена система заданий для организации коррекционной работы по социально-бытовой ориентировке в направлении «Предметные представления: одежда». Использование в коррекционной работе данной книги позволяет педагогу сформировать системный характер представлений о предметах одежды у дошкольников, т.е. у ребёнка появляется целостное, структурированное представление о предмете (его фактуре, строении, материале, из которого он изготовлен, назначении), а также формируется умение использовать их в процессе социально-бытовой ориентировки.
Во втором дидактическом пособии (2015 г.) предлагается система заданий для организации коррекционной работы по социально-бытовой ориентировке в направлении «Ребёнку о нём самом». Материалы, представленные в книге, способствуют формированию положительного отношения к социальной ориентировке, развитию системных представлений о себе и семье, стимулированию развития произвольного внимания, памяти, мышления, связной речи и расширению представлений об окружающем.
Третье дидактическое пособие (2015 г.) предназначено для использования на индивидуальных коррекционных занятиях. В нём предлагается система заданий для организации коррекционных занятий с детьми от 4 до 7 лет по «Развитию зрительного восприятия» в направлении «Формирование сенсорных эталонов цвета». Материалы способствуют расширению умения пользоваться сенсорными эталонами цвета на уровне называния, узнавания, оперирования (соотнесения, локализации), успешному формированию сенсомоторной культуры, необходимого чувственного опыта, приёмов и способов умственной деятельности детей с нарушениями зрения.
Использование на практике
Дидактические пособия разработаны с учётом возрастных и психофизических особенностей детей с нарушениями зрения, соответствуют современным направлениям коррекционного процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Адресованы учителям-дефектологам, воспитателям, а также родителям.
Содержательно дидактические пособия отвечают принципам разноуровневости, вариативности и коррекционной направленности. При подборе материала дидактических пособий использовались проекты программ коррекционных занятий, размещённые на сайте отдела специального образования www.asabliva.by в разделе «Учебные планы, программы, учебники, пособия/ учебные программы».
Использование дидактического пособия в учреждениях дошкольного образования позволит удовлетворить особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения в условиях образовательной интеграции.
Для нас, практиков, основной задачей на ближайшее будущее является создание интерактивных игровых пособий средствами современных информационных технологий на основе печатных дидактических пособий.