Обратная связь

К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно («дяй» вместо «дай»). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их места в слове. Так, если слово состоит из двух открытых слогов (после согласного идет гласный: мама, Вова, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трех и более слогов, то ребенок часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (вместо «машина» — «паина», вместо «велосипед» — «апипед»). Пропускается звук и в том случае, когда два согласных стоят рядом («второй» произносится как «тоой», «коёй»; «дверь» как «вей»).
Знакомя малыша с новыми словами, обращайте внимание на твердость произнесения согласных звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: «Это гусь. Он кричит: га-га-га! А теперь ты скажи как кричит гусь.» Если малыш будет ошибаться и произносить звук г мягко (гя-гя-гя), поправьте его.
Внимание к правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чем внимание к содержательной ее стороне. Обращайте внимание малыша на то, как правильно произносятся слова, требуйте от него выговаривать фразы четко, внятно.
Когда детям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это, прежде всего, важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.
Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Полежала немножко,
Распахнула окошко.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
Чики-чики, чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
Едет Дуня в тележке,
Щелкает орешки.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу –
Во серебряную.
Нередко взрослые подражают несовершенной речи ребенка, заимствуют у него неправильно произносимые слова: «Ах, ты мой теньцик далягой!» и т.п. Делать этого не следует. Незачем своим авторитетом закреплять недостатки речи ребенка, тем более, что он сам уже может слышать неправильности звукопроизношения в речи других людей и даже в какой-то мере понимать, осознавать недостатки своей речи, свое неумение.
Внимание ребенка к особенностям слышимой им речи, умение слышать тонкости произношения слов и помогает ему в усвоении правильного произношения звуков и слов. Поэтому важно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребенком, следили за четкостью, ясностью своей речи, за ее темпом, так как в убыстренной речи при небрежном произношении (а оно характерно для обыденной разговорной речи) звуки значительно изменяются, ослабляются, как бы стираются, а иногда и выпадают.

Желаем удачи!

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *