Обратная связь

Каждый взрослый сталкивается с детской истерикой, капризами и той нагрузкой (психологической и физиологической), которой они сопровождаются. В ситуации, когда на вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как же быть?

Детские капризы – это послания маленькой личности окружающим людям, миру. Не учитывать этого при общении с ребенком, значит игнорировать большую часть его действительных потребностей. Попытайтесь понять причину данного поведения ребенка.

Одной из причин детской капризности может быть хроническое или только начинающееся соматическое заболевание. Согласитесь, если ребенок испытывает физическую боль, если ему душно, жарко, если его тошнит или бьет озноб, он может быть, и не сумеет сказать об этом словами (особенно в возрасте до 3 лет), но будет демонстрировать испытываемый дискомфорт, изменением поведения.

Помните, если ребенок начал капризничать неожиданно, в ближайшие часы следует внимательно проследить за его состоянием здоровья. Может быть, причина капризности в том, что ребенок устал, хочет спать или проголодался? Устраните эти недостатки и истерика пройдет.

Еще одной частой причиной детских капризов становятся различные виды нарушения воспитания в семье. В этом случае послание ребенка родителю может быть прочитано так: «со мной надо обращаться по другому!»

Наиболее распространенными типами нарушения родительского воспитания дошкольников являются гиперпротективный (разрешающий все) и гипопротективный (запрещающий все).

Особо губительным для детской уравновешенности является сочетание обоих типов нарушений (например, родители воспитывают в строгости, а бабушка все разрешает). Гиперпротекция приводит к тому, что ребенок практически не знает слово «нельзя».

Возможной причиной капризности ребенка, является плохая атмосфера в семье, внутрисемейная дисгармония (частые ссоры между членами семьи).

Родители могут воспитывать ребенка правильно, но отношения внутри семьи доведены до крайности (муж-жена, свекровь-невестка).

Здесь послания ребенка переводятся однозначно: «Я не хочу чтобы значимые мне люди ссорились!» Душевная энергия, которая по праву должна принадлежать ребенку, тратится взрослыми на выяснение отношений между собой. И ребенок естественно этим не доволен. И также естественно демонстрирует свое недовольство окружающим. Задумайтесь над причиной капризности: ведь ребенку может просто не хватать вашего внимания и он таким образом стремится завоевать его.

Что же делать родителям, когда ребенок капризничает?

1.Попытаться как можно точнее «прочитать» и проанализировать послание ребенка, которое заложено в сиюминутной или долгоиграющей капризности.

2. «Прочитав» послание, понятно для ребенка сообщите, как именно вы его поняли и что собираетесь предпринять по этому поводу. Проанализировав ситуацию, в утвердительном тоне сообщите ребенку о своих размышлениях и дайте возможность согласиться или опровергнуть их. («Я понимаю, что ты капризничаешь, потому что хочешь конфеты, но у меня нет денег чтобы их купить, но я могу предложить тебе сходить на горку…») Задумайтесь, может быть ребенок манипулирует вами, он привык таким образом добиваться, того, чего хочет?. Отличить манипуляцию не легко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться.

Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия. Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребенок набирает воздух, чтобы огласить окрестность новыми криками, и очень выразительно начните рассказывать захватывающую историю или переключите его внимание на то, что будет ему интересно.

Помните, если источник раздражения убрать с глаз ребенка, переключить внимание на что-то интересное, ребенок успокаивается. При начале истерики необходимо отвести ребенка в спокойное место, где вы можете побыть вдвоем, обнять ребенка, сделать легкий массаж или просто поплакать вместе с ним. Позже, когда ребенок успокоится, поговорите о том, как вы себя чувствовали, когда он капризничал, плакал.

Помните, главное средство от истерик, не впадать в такое же неистовство.

Сохраняйте спокойствие, вздохните, сосчитайте до 10 или просто задумайтесь, добьетесь ли вы чего-нибудь криками на ребенка? Лучше скажите ему: «Я знаю, это тебе обидно, я знаю что ты злишься на меня…. Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, то, что произошло». Поговорите с ребенком, когда успокоится, выясните у него причины его поведения.

3.Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами. Уже 3 летний ребенок в состоянии сказать: «Я сейчас злой, меня кошка поцарапала, а я хотел с ней поиграть»

4.Для профилактики детских капризов и борьбы с ними большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком.

5.Крайне необходима последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи. Как бы не менялось у вас настроение и обстоятельства, но если вы уже запретили ребенку то пусть это будет нельзя. Если же уже позволили, то до конца вытерпите последствия.

6.Обратитесь к специалисту (психологу, психоневрологу), он поможет вам определить причины капризности ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая поможет откорректировать нежелательное поведение ребенка.

7.Помните, что даже самые замечательные мамы, папы оказываются в таких ситуациях. Дело не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка.

8.Учите детей договариваться, чтобы вы оба остались в выигрыше. До похода в магазин спросите готов ли он пойти туда зная, что вы купите ему что-то одно (заранее договоритесь что) и больше ничего не просить. Если ребенок обещал- смело берите его в магазин, периодически напоминая про его обещание.

9.Забывайте, что на вас смотрят: все смотрящие люди и сами не раз попадали в такую ситуацию.

Если дети по достижении 4-х лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то есть опасность фиксации упрямства, истеричности, как удобных способам манипулирования своими родителями. Не поддавайтесь нажиму ради своего спокойствия.

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *