Обратная связь

Рекомендации для воспитателей дошкольного образования, учителей-дефектологов, специалистов по работе с детьми с нарушениями зрения в зависимости от вида зрительной патологии.

МИОПИЯ (близорукость)

Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).

Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение — «заискрилось» в глазах).

Рекомендации:

— обязательно хорошее освещение;

-нельзя низко наклоняться, беречь спину;

-исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости);

-необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов);

-ребенок должен сидеть в первых рядах, ближе к источнику освещения ( окну);

-освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях при самостоятельной работе-1500 лк;

— допустимая зрительная нагрузка-10 мин.;

— зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия;

— строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание;

— постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.

ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость).

Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).

Рекомендации:

— возможны физические нагрузки;

— легче смотреть вдаль;

— предметы для демонстрации, работы — крупные, красочные;

— трудно работать в тетради — чаще у доски.

АСТИГМАТИЗМ.

Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.

Рекомендации:

-дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности,

ПРИ СМЕШАННОМ АСТИГМАТИЗМЕ ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:

-использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;

— ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках;

— т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей — неуклюжи за столом — все роняют.

АМБЛИОПИЯ.

Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.

Рекомендации:

— при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов;

— допустимая нагрузка- 10 минут;

— отдых для ребенка — это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут;

— использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, пазллов, рассматривание картинок;

— использовать трафареты, контурные изображения.

КОСОГЛАЗИЕ (девиация).

Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси.

— снижаются зрительные функции,

-отсутствует бинокулярное зрение ( нет слияния в единый образ),

-замедляется скорость, точность дифференцированность восприятия предметов окружающего мира,

— т.к. существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.

СХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.

Рекомендации:

-работать на приподнятой поверхности ( подставка);

-необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов.

РАСХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.

Рекомендации:

— работа на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;

— использовать индивидуальные карточки;

— развивать слуховое внимание.

НИСТАГМ.

Патология глазодвигательной системы- качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.

Причина: поражение ЦНС.

Рекомендации:

— т.к. нарушена функция взора, недопустима работа у доски;

— работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания;

-при рассматривании иллюстраций нижнюю границу предмета контролировать с помощью линейки, через рамочку;

— смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей;

— нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.

КАТАРАКТА.

Помутнение хрусталика.

Афакия – оперированная катаракта ( глаз без хрусталика).

Рекомендации:

— иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение;

— допустимая зрительная нагрузка 10-15 минут;

— отдых 7-10 минут ( работа на слух, устное выполнение заданий),

— использовать демонстрационные приемы (показ таблиц, схем, натуральных пособий);

— для детей с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.

Комментарии (3)

  1. Елена М.

    Ответить

    Я- молодой специалист, воспитатель специальной группы для детей с нарушениями зрения г. Слонима. Очень часто посещаю сайт специального сада в г. Лиде для детей с нарушениями зрения. Много интересной информации и поучительных материалов я беру у педагогов. Спасибо.

  2. Татьяна

    Ответить

    Хорошая подсказка, кратко и конкретно, возможно принять к сведению, даже, не специалисту.

  3. Ирина

    Ответить

    Всё доступно и понятно,знаешь,с чего начинать свою педагогическ уютно деятельность в специальном саду

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *