Обратная связь

Материал подготовил воспитатель дошкольного

образования выс­шей  квалификационной категории Гончар А.В.                                                                 

Реализация содержания учебной программы дошкольного образова­ния способствует формированию у воспитанников гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, нравственной, эстетической культуры, приобщению к общечело­веческим ценностям.

Формирование  национального самосознания у воспитанников учрежде­ния специального образования (далее-УСО) связано с осозна­нием своей общности с белорусским народом на основе представлений о его истории и национальной культуре. Работа по формированию нацио­нального самосознания требует большой опоры на когнитивную сферу ребёнка с нарушениями зрения, в связи с чем целесообразно  приме­нение методов и приемов, которые отличаются многообразием и спецификой освоения самого содержания.

Выделяют пять конкретных методов обучения и воспита­ния: информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемное изложе­ние; частично-поисковый или эвристический и исследователь­ский.

Информационно-рецептивный объяснительно-иллюстративный спо­соб организации совместной деятельности педагога с детьми, при кото­ром педагог сообщает готовую информацию, а воспитанники воспри­нимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Информация сообща­ется в виде рассказа, беседы, объяснения, с помощью наглядных средств (картины, схемы, видеопрезентации, демонстрация объемных макетов, моделей, натуральных объектов), практического показа спосо­бов деятельности. Данный  метод позволяет воспитанникам чувственно воспринимать материал: они смотрят, ощупывают, наблюдают, соотно­сят новую информацию с имеющимися у них сведениями.

Репродуктивный метод (от слова репродукция — воспроизведение) сам по себе не формирует у детей умений и навыков использования полу­ченных представлений, поэтому педагог организовывает деятель­ность воспитанников по неоднократному их воспроизведению. Для этого используются игры, упражнения, задания, различные формы самокон­троля (в т.ч. алгоритмы). Информационно-рецептивный и репродук­тивный методы чаще всего применяются во взаимосвязи, но первый всегда предшествует второму. Вместе они способствуют формиро­ванию основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобще­ние, классификация).

Проблемное изложение. Суть его заключается в том, что педагог ста­вит перед воспитанниками проблему и сам ее решает, но при этом он показывает ход своих мыслей и рассуждений. Иначе этот метод можно назвать рассказ-рассуждение, педагогом могут быть использованы слово (логическое рассуждение), текст книги, видеопрезентация, аудиоза­писи и т. п. Таким образом, воспитанники не только восприни­мают, осознают и запоминают готовую информацию, но и следят за логи­кой доказательств, за движением мысли педагога.

Частично-поисковый (или эвристический) метод: способ поиска реше­ния проблемы определяет педагог, но сами решения отдельных вопро­сов находят воспитанники. Часть информации сообщает педагог, часть дети добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные ситуации. Основное назначение метода – посте­пенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и реше­нию проблем. Одной из модификаций данного метода является эври­стическая беседа.

Исследовательский метод — это способ организации творческой дея­тельности воспитанников по решению новых для них задач. Главная осо­бенность метода заключается в том, чтобы научить воспитанников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи. При использова­нии этого метода используются такие традиционные сред­ства обучения, как слово, наглядность, практическая деятельность.

Специфика познавательной деятельности детей с нарушениями зре­ния обуславливает необходимость применения как общих, так и специаль­ных методов.

Важное место в воспитании и обучении детей с нарушениями зре­ния занимает наглядный метод: наблюдение окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (пред­меты декоративно-прикладного искусства, макеты, муляжи, модели). Пе­ред демонстрацией наглядности необходимо сформулировать задачи занятия, дать детям верную установку, сообщить, на что следует обра­тить особое внимание. Во время демонстрации сюжетной картины сна­чала необходимо раскрыть детям общее содержание, а затем переходить к её детальному изучению с помощью вопросов, инструкций: сначала обратить внимание детей на то, что изображено на переднем плане, за­тем – на среднем, на заднем (если это картина с многоплановым изображе­нием).

Воспитанникам с низкой остротой зрения  необходимо помочь последо­вательно рассмотреть всё изображение, направляя его воспри­ятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно объяснения по содержанию изображённого.

Для формирования у детей полноценных представлений необхо­димо не только правильно выбрать наглядность, но и методически гра­мотно её преподнести,  так как воспитанники  испытывают затруднения в выделении характерных признаков предметов и их изображений, различе­нии сходных по форме изображений.

Для эффективности использования наглядности в работе с воспитанни­ками УСО необходимо соблюдать следующие условия:

—  наглядность должна быть размещена в хорошо освещённом месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии, чтобы каждый ребёнок мог её рассмотреть.

—  Для обследования наглядности воспитанникам необходимо вдвое больше времени, чем нормально видящим.

—  Предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой нагляд­ности, внимательно рассмотреть её, обследовать с помощью осяза­ния.

—  В ряде случаев наглядность следует внести в группу до начала заня­тия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть её. По­сле окончания занятия эта наглядность некоторое время может оста­ваться в группе.

—   Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соот­несением её с реальными предметами.

—   При демонстрации новых игрушек, предметов декоративно-приклад­ного искусства обратите внимание на последовательность знаком­ства с их характерными признаками, свойствами, качествами.

  Для ознакомления воспитанников с государственной символикой целе­сообразно использовать следующие методы и приемы:

— рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Бела­русь, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяс­нением элементов государственных символов, что позволит ре­бенку более четко увидеть детали и различать их;

— рассматривание предметов с изображением Государственного герба Республики Беларусь (обложка паспорта, свидетельство о рожде­нии, марки, правительственные награды);

— привлечение внимания воспитанников к изображениям символов на­шего государства, встречающимся в повседневной жизни; приобще­ние их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным симво­лам Республики Беларусь;

— объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Рес­публики Беларусь; прослушивание гимна в сочетании с предваритель­ным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания (исполнения) гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);

— беседы с воспитанниками о том, где и когда используется государст­венная символика (например, в праздничные дни на улицах выве­шивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государствен­ный гимн Республики Беларусь и поднимают Государствен­ный флаг Республики Беларусь);

— наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте накануне дней государственных праздников и праздничных дней с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанни­ков и др.

Эффективными при реализации задач по формированию националь­ного самосознания являются приёмы:

— сюрпризный момент, в которой “спряталась” тема, необычное на­чало занятия (приход гостя, героя, использование загадки, открытка, рас­сматривание картины, слушание стихотворения, приглашение в путеше­ствие);

— использование поговорок, пословиц, малых форм белорусского фольк­лора, загадок помогают ввести детей в окружающий мир, разви­вать фантазию, мышление;

— стихи содействуют созданию атмосферы доверия в беседах о маме, природе, Родине;

— проблемные ситуации (предложить найти выход с помощью ана­лиза, обобщения, сравнения (могут сравниваться гербы разных стран, флаги; город – деревня);

— игровые приёмы «Спрашиваю – отвечай”, “Закрой глаза и пред­ставь”, “Загляни в конверт”, “Сложи из частей”;

— игровые образовательные ситуации, которые “ перевоплотят” де­тей в учителей, дадут возможность каждому ребенку больше рас­крыться, активизировать речь;

— игровые поручения: “Спроси у бабушки”, “Сходи на экскурсию”;

— прослушивание музыкальных произведений;

— творческие задания: “Нарисуй, что представил”, “Придумай сам”, “ Ук­рась …”;

— тайное сообщение о теме следующего занятия заинтересует детей, бу­дет способствовать желанию продолжить деятельность;

— воображаемые ситуации («путешествия» использованием рюкза­ков, биноклей, фотоаппаратов, вдохновит на изображение темы занятия в рисовании, лепке, аппликации) .

Следует отметить, что в работе с воспитанниками с наруше­ниями зрения рекомендуется обращать внимание на развитие эмоциональ­ного отношения и восприятия природы, искусства. Так, в панораму природы можно включить и восприятие шелеста листьев, за­паха травы и цветов, щебетание птиц, тепло солнечных лучей, журча­ние ручья — все то, что вызывает радостные эмоции общения с природой, способствует возникновению чувства любви к родному краю, природе.

Средствами формирования национального самосознания детей с нару­шениями зрения являются белорусский фольклор, государственная геральдика, белорусский орнамент, национальная одежда, родная при­рода, родной язык, традиции, обряды, детская художественная литера­тура, картины, альбомы, слайды и др.

В современной науке и педагогической практике особое значение уде­ляется активности со стороны не только взрослого, носителя этой куль­туры, но роли собственной активности ребенка в познании окружаю­щего мира. Источником активности ребенка в значительной мере является предметная среда, целенаправленно организованная  и  направленная на активность воспитанников.

Для этого в группе можно разместить:

— альбом с песенками, загадками, подобранными к ним рисунками;

— атрибуты к белорусским народным играм;

— открытки «Наш город», «Наша страна»;

— дидактические игры «Сложи узор», «Украшение одежды», «На­зови по-белорусски», «Назови сказку», «Сложи содержание сказки», «Жи­тели белорусских лесов»;

— альбомы и фотографии белорусской природы;

— альбомы с рисунками животных и растений Белоруссии;

— куклы в белорусской национальной одежде;

— аудиозаписи музыкальных произведений белорусского фольклора.

  • иллюстрированная библиотека устного народного творчества, белорус­ской художественной литературы, наглядно-иллюстрированные материалы, отражающие быт, традиции и обычаи белорусского народа;
  • элементы национального костюма, предоставленные детям для само­стоятельной театрализованной деятельности;
  • модели и макеты карты Белоруссии, предметов национальной матери­альной культуры, предназначенной, как для рассматривания, так и для самостоятельной деятельности детей.

Перечисленные средовые ресурсы, используемые в совместной деятель­ности детей с воспитателем, который выступает как носитель зна­ний и представитель национальной культуры, является эффектив­ными при развитии национального самосознания воспитанников УСО.

Таким образом, применение рационально подобранных методов и прие­мов, совместная деятельность педагогов с детьми в данном направле­нии с использованием средовых ресурсов способствует  созда­нию условий для успешной реализации поставленных образовательных задач.

Список используемых источников:

  1. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006.
  2. Н.В. Пралыгіна «Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці ў дзя­цей дашкольнага ўзросту сродкамі вуснай народнай творчасці. Ма­зыр “Белы вецер” 2010.
  3. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с наруше­нием зрения /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: ИКП РАО, 1995.
  4. С.Б. Павлов “Мой родны кут…» ТАА ВД «Белы Вецер» 2006.
    2.И. К. Гришкевич “Спадчына маей краіны” Мозырь”Содействие” 2006.
  5. Учебная программа дошкольного образования / Министерство обра­зования Республики Беларусь, Минск : Нац. ин­ст. образования, 2022— 383 с.

Интернет-ресурсы:

https://adu.by/images/2022/08/up-doshk-obrazov-rus-bel.pdf