«Собери игрушки». Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте малышу в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку. Когда музыка стихнет, нужно остановиться. Возможно, ребенок не сразу поймет суть игры, покажите ему.
«Громко-тихо». Поставьте малышу его любимую песенку и регулируйте уровень громкости, постепенно и прибавляя звук. Вы можете сами напевать песенку все тише и тише, потом и вовсе перейти на шепот. Говорите: «Я пою громко, тихо, очень тихо».
«Угадай звук». Хорошо, если у вас в доме найдется несколько музыкальных инструментов: гитара, барабан, маракасы, гармошка. Предоставьте крохе возможность «поиграть» на разных инструментах, пусть он познакомится на практике с их звучанием. Затем попросите малыша закрыть глаза и поиграйте на одном из них. Спросите: «Что это звучало?» Пусть малыш угадает. Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.
«Домашний оркестр». Из подручных средств можно сообразить оригинальный оркестр, который «урежет марш» не хуже камерного академического. Вам понадобятся: крышки от кастрюль, ложки (металлические и деревянные), пустые металлические банки (из-под кофе, например), закрытые емкости, наполненные водой, крупой, орехами или каштанами, шуршащая бумага, бусы, колокольчики, погремушки и т. д. Сначала изучайте отдельное звучание каждого «инструмента», после чего пробуйте соединять несколько и все вместе. Ловите ритм, в такт музыки притопывайте ногами, напевайте мелодию.
«Разные звуки». Возьмите металлическую ложку и пройдитесь с ней по дому. Пусть малыш «дегустирует» разное звучание: стучит ложкой по разным предметам и учится различать качество звука. Постучите по деревянной двери, крышке от кастрюли, по столу, батарее (только будьте осторожны с хрупкими предметами). Эта игра хорошо развивает слуховое восприятие ребенка.
«Свои» и «чужие» мелодии. Наблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка, когда он прослушивает новые песни и мелодии. Что ему особенно нравится? Какие ритмы ему неприятны, каких он пугается?