Психологи отмечают, что переход ребенка из одной возрастной ступени к другой связан с возникновением нового типа взаимоотношений детей с взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности малыша, изменение его поведения, смена детской деятельности, перестройка всей структуры его сознания.
Чтобы психика 2 — 3-летних детей развивалась нормально, взрослые (родители, воспитатели) должны быть особенно внимательны к новым потребностям ребенка в сфере общения и детской деятельности.
Правильный подход к ребенку в этот период поможет смягчить проявления возрастного кризиса.
Советы родителям:
• Постепенно расширяйте число предметов, которые ребенок видит и с которыми взаимодействует
• По мере развития ребенка знакомьте его с разнообразными свойствами окружающих его предметов, формой, окраской, звучанием и т.д.
• Помогайте ребенку развиваться в меру его естественно формирующихся возможностей, немного их предвосхищая.
• Стимулируйте речевую активность малыша, хвалите его за успехи.
• Поощряйте его интерес к овладению различными предметами в соответствии с их назначением.
• Расширяйте круг активного общения ребенка.
• Создавайте щадяще тренирующий режим бодрствования и сна.
• Помогайте в играх, поддерживая всестороннее развитие ребенка.
• Следите за питанием, сном и отдыхом малыша, не допускай¬те его нервных перегрузок.
• Способствуйте развитию разносторонней детской деятельности, разделяйте с ребенком радость по поводу достигнутых успехов.
• Не гасите искусственно активность ребенка, направленную на расширение игрового пространства и увеличение количества предметов, с которыми он играет.
• Не сдерживайте возможности развития ребенка, его интерес к действиям с новыми предметами и к взаимодействию с окружающими людьми.
• Не смейтесь над ошибками речи; нужно мягко поправлять, учить малыша.
• Не спешите прийти на помощь малышу, но и не опаздывайте; следует всячески поощрять самостоятельность ребенка.
• Убирайте те игрушки, в которые дети уже не играют.
• Старайтесь не поощрять капризы ребенка; лучше не придавайте им особого значения, рассматривайте их как мелкий проходящий эпизод.
• Не относитесь с излишней строгостью к малышу ради формального соблюдения режима, давайте время для адаптации ребенка к новым условиям и т.д.