С помощью игрушки ребенок знакомится с назначением и способами употребления предметов, действия с которыми ему недоступны. Игрушка способствует развитию предметных действий ребенка с нарушениями зрения, формированию его игровой деятельности. Специально подобранные игрушки влияют на развитие ориентировки в пространстве, способствуют овладению адекватными, способами познания окружающих предметов и явлений, повышению познавательной активности и развитию мышления ребенка. Игрушки, обладающие определенными свойствами, активизируют тактильное обследование, развивают слух и остаточное зрение ребенка. Они должны соответствовать их актуальному возрасту, физическим возможностям и интересам. Развивающие игрушки для слабовидящих и слепых детей должны быть различными по фактуре, размеру, весу, цвету, аромату, вкусу, температуре, иметь другие различия в области тактильных ощущений. Различие фактур — например, шероховатые, пушистые, скользящие и гладкие поверхности — позволят ребенку сопоставлять свойства предметов и отличать их только по прикосновению, не используя зрительные образы. Это очень важное умение для слепых детей. Для того, чтобы избежать создания у ребенка искаженного представления о том или ином предмете, игрушка должна отражать реальную форму и пропорции предмета, его типичные признаки. Существенные детали игрушки должны быть хорошо осязаемы. Хорошо, если на игрушках есть кнопки, отверстия, выключатели, поворотные механизмы. Это позволяет ребенку учиться оценивать вид предметов путем их исследования.
Для слепого ребенка большое значение имеет величина игрушки. Слишком большие и маленькие игрушки не соответствуют его осязательным способностям. Слепым детям, у которых еще недостаточно сформированы осязательные приемы обследования предметов, трудно создать целостный образ большой игрушки (30-50 см) и выделить детали маленькой (2-7 см). Поэтому оптимальны для них игрушки средней величины (9-30 см). Учитывая, что у некоторых слабовидящих детей есть остаточное зрение и цветоразличение, игрушки должны быть ярко окрашены.
Слепые дети, манипулируя с игрушкой или обследуя ее, часто берут ее в рот. Поэтому игрушка должна хорошо мыться.
Развитие слуха занимает большое место в воспитании слепого ребенка. Поэтому для его игры нужны игрушки со звуковыми эффектами. Музыкальные игрушки — это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие слух ребенка.
Моторно-спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию моторики, умению ребенка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч, прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки (разнофактурные камешки и пуговицы, мозаика и т. д.), способствующие развитию мелкой моторики.
Сюжетно-образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это куклы, мягкие игрушки, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля, поезда и т. д. Такие игрушки не имеют большого количества деталей и не снабжены сложным механизмом. Основное их назначение — способствовать развитию сюжетной игры ребенка.
Игрушки, предназначенные для конструирования — строительные наборы, конструкторы и т. д.
Театральные игрушки — это куклы би-ба-бо, марионетки, наборы для творческих инсценировочных игр, теневой театр и т. д. такого рода игрушки содействуют художественному воспитанию детей.
Игры-забавы — это прыгающий зайчик, клюющий цыпленок, кувыркающийся заяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение.
Настольные игры с дидактическими задачами и правилами – это шарики, кубики, геометрик, сортеры, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребенку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета.