Научить ребенка с нарушениями зрения есть аккуратно — трудная задача. Многие родители, сталкиваясь с ней, отчаиваются. На первый взгляд, легче быстро накормить ребенка, чем растягивать обед на час, а следующий час отмывать ребенка и кухню. Но наберитесь, терпения. Опыт показывает, что тотально слепой человек, а тем более имеющий остаточное зрение, может ничем не привлекать удивленных взглядов посторонних людей во время еды, не вызывать жалости сердобольных родственников и раздражения знакомых.
Начиная с 5-месячного возраста, пища, которую вы даете ребенку, должна быть все более и более густой: манная каша, фруктовые пюре, желток яйца. Кормить этими блюдами необходимо с ложки. Вначале ребенок будет путать движения, необходимые для сосания груди, с новыми движениями: выталкивать пищу языком, заигрываться, давиться, — ведь ему необходимо выработать совершенно новое взаимодействие челюстей, языка и др. с пищей, научиться координировать движение этих органов. То же самое происходит и при жевании. Когда у малыша начинают резаться зубки, ему можно давать хлебную корочку, сухарик, кусочек яблока, чтобы привычные сосательные движения естественным образом сочетались с новыми, жевательными. Обязательно проверяйте, действительно ли ребенок проглотил откушенный кусок, так как некоторые дети прячут пищу между челюстями, за щеками или под языком. Не давайте ребенку очередной кусок, пока не убедитесь, что он проглотил предыдущий.
Если ребенок с нарушениями зрения, привыкший к протертой пище, к полуторагодовалому возрасту не может усвоить жевательные движения, попробуйте научить его. Поиграйте с ним в игру «Делай, как я». Вы выполняете какое-либо движение (среди различных движений могут быть и жевательные), а ребенок пытается максимально точно его отобразить. Слабовидящий и частичнозрячий ребенок может наблюдать за вашими движениями с помощью остаточного зрения, слепой — воспринимать ваши движения с помощью пассивных действий. При этом важно, чтобы движения выполнялись медленно, четко, выразительно. Жевательные движения родителей воспринимаются слепыми детьми следующим образом: слепой ребенок кладет свою руку на ваш рот и с помощью осязания и мышечной чувствительности воспринимает и запоминает движения родителей. Хорошо, если ребенок сможет повторить жевательные движения.
Такие упражнения будут интересны для малыша, если они будут включены в игровую ситуацию. Попробуйте, читая книжку, изобразить с ребенком серого голодного волка: «Серый волк зубами щелк» или рыжую хитрую лисичку, которая съела колобка. Со временем повторите игру, дав ребенку кусочек хлеба, яблока, печенья. Не отчаивайтесь, если что-то не получится сразу. Через некоторое время повторите свой урок.
Покупайте ребенку с нарушениями зрения яркие, прочные, легкие вещи: чашки, тарелки, ложки и пр. На светлом фоне обеденного стола они смотрятся ярко и контрастно, что создает удобства для малыша. Можно использовать и обычные фаянсовые тарелки. Чтобы они выделялись, положите, под них яркие салфетки.