Уже с трехлетнего возраста ребенка необходимо приучать к труду. Первая и простейшая обязанность — уборка игрушек после игры. Следите, чтобы ребенок не складывал игрушки в коробку в беспорядке (лишь бы на полу не валялись). При такой уборке ребенку с патологией зрения трудно возобновить игру, невозможно ориентироваться в игрушках, а, следовательно, разворачивать игру по замыслу, а не ситуативно (т. е. в зависимости от того, какую игрушку удастся достать из коробки). Хорошо, если у ребенка есть специально оборудованный игровой уголок со стеллажом для игрушек, и он может свободно взять игрушку с полки, а, поиграв, поставить на место. Приучайте ребенка к тому, чтобы у него не было несобранных пирамидок, разбросанных костей домино, рассыпанного конструктора или мозаики. Знакомя ребенка с новой игрой, покажите ему место каждой детали, поупражняйтесь в разборке и сборке игры, а уж потом объясняйте ее действия или правила. Теперь вы с полным основанием можете требовать от ребенка порядка. Настольные и все другие игры должны храниться только в собранном состоянии, чтобы в любой момент ребенок мог к ним обратиться.
Безусловно, будут и потерянные солдатики, фишки, кубики. Приучайте ребенка каждую найденную деталь складывать в специально отведенную для этих целей коробку. Раз в одну-две недели устраивайте вместе с ним ревизию в игрушках и разбирайте коробку с «потеряшками».
Помните, приучение ребенка к порядку и самоорганизации начинается с элементарных вещей и требует от родителей последовательности и твердости.
Важно научить слепого и слабовидящего ребенка эффективным поисковым приемам.
Обратите внимание малыша на то, что всякая вещь, падая, издает какой-либо звук. Упражняйте ребенка в распознавании различных звуков, издаваемых вещами при падении. При этом обратите внимание на направление («упало слева»), характер движения («покатилось, рассыпалось» и пр.) и звука («звук тихий, значит упало на ковер»). Такой анализ поможет эффективнее вести поиски.
Если ребенок отыскивает вещь, находящуюся на полу, можно учить его действоватъ двумя способами:
1-й способ ─ ребенок сидит на корточках, а ладонью руки совершает поиск предмета, двигая рукой по кругу или по дуге. (Радиус круга или дуги постепенно
увеличивается до тех пор, пока ребенок рукой не отыщет вещь).
2-й способ ─ если ребенок ищет предмет, зная, что он находится где-то перед ним (на полу, на плоскости стола), можно посоветовать ему ладонью руки совершать зигзагообразные движения (так называемая змейка»).
Упражнения ребенка в поисковых действиях помогут ему справляться не только с уборкой игрушек, но и с выполнением других домашних дел, поручений родителей, сделают его более самостоятельным.