Вы хотите сделать свой дом безопасным, но все же интересным местом для игры и обучения вашего ребенка. Для этого нужно снять и унести опасные шнуры, закрыть розетки, будьте внимательны с такими неустойчивыми объектами, как настольная лампа со шнуром, потянув за который он сможет уронить лампу. Убедитесь, что лекарства, аэрозоли, ядовитые вещества, моющие и чистящие средства, предметы с острыми краями, находятся там, где ребенок не может до них дотянуться. Однако не убирайте все вещи вне пределов досягаемости ребенка. Ваш ребенок больше, чем другой, нуждается в ощупывании и исследовании различных предметов.
Итак, поместите безопасные вещи на их обычные места. По возможности, организуйте все в доме так, чтобы ваш ребенок мог свободно исследовать свое окружение, без ваших реплик: «нельзя!», когда он потянется схватить что-либо. Когда вы оборудуете дом, определите для каждой вещи свое место, и всегда возвращать туда предметы после пользования ими. Постарайтесь расставлять мебель как можно реже. Если у каждой вещи будет свое место, и ее будет легко найти, ваш ребенок станет более независимым, потому, что он будет знать, где найти ее самому. Особенно это относится к вещам самого ребенка. Малыш будет чувствовать себя уверенней, зная, где он может найти свои игрушки. Кроме того, если ребенок начал одеваться сам, нужно, чтобы он знал, где найти носки, ботинки и т. д. Так как ваш ребенок не видит совсем или видит плохо, помогите уже сейчас сформировать у него привычку все класть на свои места: игрушки в ящик для игрушек, куртку на вешалку, зубную щетку в специальную подставку и т. д. Если вам необходимо что-нибудь изменить в доме, скажите об этом вашему ребенку и покажите ему, что вы сделали.
Поощряйте вашего ребенка ходить повсюду, но одновременно с этим усильте свои требования к безопасности: пол должен быть прочный, твердый и нескользкий, исключите легкие коврики, которые легко скользят по вощеному полу, пока малыш еще мал и ходит не очень устойчиво. Убедитесь, что дверь перед крыльцом или ступеньками в погреб закрыта, когда ребенок станет старше, он сможет осознать эту потенциальную опасность. Используйте для предупреждения ребенка такие тактильные сигналы, как коврики различной степени шершавости перед возвышением или ступеньками.
Обеспечьте ребенку ориентировочные сигналы.
Вы можете помочь вашему ребенку изучить путь в доме, обеспечивая его различными сигналами: ветряная вертушка за задней дверью, коврик перед дверью, тикающие часы в спальне, тактильные знаки на дверях или стенах в
различных комнатах. Если ваш ребенок видит очень плохо или не видит совсем, вы должны показать ему, как идти, ориентируясь с помощью руки, проверяя, что находится впереди. Другой рукой для безопасности ребенок может скользить по стене.
Наблюдайте за безопасностью вашего ребенка, но пусть он исследует мир и учится всему ударяясь и падая Ваш ребенок станет более пугливым, если он ощутит вашу озабоченность тем, чтобы он ничего не пролил, не просыпал и не опрокинул. Вы как агентство «По поддержке окружения» должны держать в уме не только своего ребенка, но и свой дом и свое место в нем. Изолируйте ребенка от опасных ситуаций, но не оберегайте его чрезмерно и не лишайте его ежедневных ощущений.
Установление дисциплинарных ограничений.
Пока ваш ребенок очень маленький, дисциплина не нужна. Младенец общается с вами с помощью смеха, слез — ваш ответ он получает в виде ласки, совместной игры или удовлетворения вами его потребностей. Но по мере того, как ребенок растет и становится более независимым, возникает необходимость в некоторых ограничениях. Ребенок должен научиться тому, что нет никого, кто получал бы все, что хочет немедленно. Обсудите возможные ограничения и придерживайтесь их. Если они будут постоянно меняться, ваш ребенок не будет знать чего вы на самом деле хотите и чего ждете от него.
Как можно четче упорядочите и структурируйте окружение, и ваш ребенок сможет обследовать его более свободно и безопасно. Будут случаи, когда ребенок начнет делать что-то опасное или нежелательное, и тогда он должен понять ваше «нет». Выведите ребенка из опасной ситуации или отвлеките его внимание. Объясните своим родственникам и друзьям, что должны пресекать неправильное поведение вашего ребенка. Даже если у ребенка большая потеря зрения, нельзя поощрять его неправильное поведение. Зрячий ребенок делает то же самое и его наказывают гораздо тверже. Когда ваш ребенок подрастет и станет большим, он должен иметь возможность совершать те же действия, что и его зрячие сверстники и иметь те же самые ограничения, что его братья, сестры и другие дети.