Детей с нарушениями зрения относительно месторасположения воспитателя дошкольного образования рекомендуется рассаживать по следующему принципу:
1 ряд — дети с очень низкой остротой зрения (до 0,4).
2 ряд — дети с остротой зрения (от 0,4 до 0,6).
3 ряд и далее — дети с хорошей остротой зрения (от 0,6 до 1,0)
Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя, если у ребенка окклюзия правого глаза, то — слева от воспитателя, детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2 — 3 ряд, а с парезами глазных мышц — по центру в зависимости от остроты зрения.
Справочно: Окклюзия – это выключение из акта зрения ведущего, лучше видящего глаза (закрытие).
Детей с очень низкой остротой зрения (ниже — 0,4) следует сажать за первые столы так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для демонстрации предъявляется не далее 1м от глаз. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях. Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям.
На занятиях используется размер предметов — 15 см, размер используемой натуры – 20-25 см, раздаточного материала — 5 см.
Картину обычно демонстрируют на определенном фоне, мелкие картинки также. Можно одновременно демонстрировать две одинаковые картины, чтобы все дети хорошо их видели. Рекомендуется использовать индивидуальные подставки (конторки) для рассматривания объекта, показа приемов.
Необходимо постоянно следить за позой воспитанников в разных видах деятельности, за организацией игрового места ребенка вне занятий (свет, поза, подбор игрового материала определенного размера, яркости), за сменой деятельности вне занятий, например, через 15-20 мин игры с наклоном головы сменяют подвижными играми с подъемом головы.
Во всех видах деятельности детям с остротой зрения (ниже 0.4) необходимо дополнительно подходить к рассматриваемому предмету, объекту.