Обратная связь

Каждый день, сами того не осознавая, малыши делают мимическую гимнастику: улыбаются, удивляются, обижаются, злятся, корчат рожицы, хмурятся и снова улыбаются. Мы называем такую гимнастику – «Зарядка для настроения» и предваряем ею почти каждое логопедическое занятие.

А так ли она нам нужна? Ведь мы должны научить малыша говорить, правильно произносить звуки (простые и не очень), задавать вопросы и отвечать на вопросы, общаться со взрослым и друг с другом – а мы перед зеркалом «кривляемся». Давайте разберёмся в этом вопросе.

Всем известно, что для правильного произнесения звуков и чёткой речи нужны слаженная работа мышц языка, глотки, гортани, нёба и сильная воздушная струя. Но, не меньшее значение имеет тонус и подвижность мимических мышц (брови, губы, щёки). Для достижения этой цели мы и делаем мимическую гимнастику. Упражнения гимнастики бывают статические и динамические.

Мы начинаем со статических поз. Предлагаем и Вам получить заряд веселья, бодрости и пользы. Нам необходимо зеркало – в нём малыш видит себя и взрослого. Понадобятся карточки: – с изображением мордочек животных, или – с изображением характерных кукол, или – со схематичным изображением эмоции, или – Ваш личный пример.

А также, мы помним о простых правилах:

— первое и последнее упражнение – «Улыбка»;

— при выполнении упражнений, акцентируем внимание только на одной группе мышц, но для малышей можно пренебречь этим правилом;

— упражнения выполняем спокойно, плавно, ритмично, без усилий. Всё готово? Можно начинать! 3 СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (позу не меняем, удерживаем 5 – 10 секунд.)

«УЛЫБКА», «РАДОСТЬ» Цель – активизация круговых мышц рта. Мимика – лицо расцветает улыбкой, уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки.

«УДИВЛЕНИЕ» Цель – активизация мышц лба и круговых мышц рта. Мимика – широко раскрытые глаза и рот.

«УДИВЛЕНИЕ» Цель – активизация мышц лба. Мимика – широко раскрытые глаза, на лбу морщинки.

 «ОБИДА» Цель – активизация лицевых мышц. Мимика – уголки рта опущены.

«ОГОРЧЕНИЕ» Цель – активизация лицевых мышц. Мимика – нижняя губа выпячена, или уголки рта опущены.

«ГНЕВ», «ЗЛОСТЬ», «СЕРДИТОСТЬ» Цель – активизация лицевых мышц. Мимика – брови сдвинуты, губы оттопырены, нижняя губа выпячена вперед, кулаки стиснуты.

«ДРАЗНИЛКА» Цель – активизация лицевых мышц. Мимика – учимся корчить смешные рожицы. Показываем язычок, высовываем его максимально. «ХОМЯЧОК» Цель – активизация круговых мышц рта. Мимика – глаза открыты, щёки надуваем, будто шарики.

«ХИТРЮГА», «ПОДМИГНИ» Цель – активизация лицевых мышц. Мимика – прикрываем то один глаз, то другой.

 «КАПРИЗКА» Цель — активизация круговых мышц рта. Мимика – глаза открыты, губы выпячиваем вперёд, выражение лица – капризное. «ПОНЮХАЙ ЦВЕТОЧЕК» Цель – учить делать вдох через нос, выдох ртом. Мимика – учимся втягивать воздух носом, делая глубокий вдох. Выражение лица – довольное.

«СПОКОЙСТВИЕ» Цель – способствовать общему расслаблению. Мимика – глаза закрыты, мышцы лица расслаблены. 7 Статические упражнения нам уже знакомы, можно перейти к выполнению упражнений в динамике. Позу удерживаем 3–5 секунд и переключаемся на следующее упражнение. Несмотря на то, что это динамические упражнения, стараемся выполнять гимнастику плавно, чётко, ритмично, неспешно.

«НАХМУРИЛИСЬ – УДИВИЛИСЬ» Нахмурить лоб и брови, насупиться. На лбу при этом образуются вертикальные морщины. Радостно и восхищенно вскинуть брови. На лбу при этом должны образоваться горизонтальные морщины.

«ЗАЖМУРИЛИСЬ – ОТКРЫЛИ ГЛАЗКИ – ПОДМИГИВАЕМ» Сильно зажмурить, потом открыть глаза. Медленно закрывать и открывать глаза. Поочередно закрывать сначала левый, потом правый глаз. Поочередно подмигивать правым, потом левым глазом.

«УЛЫБНУЛИСЬ – ОБИДЕЛИСЬ» Губы и зубы сомкнуты. Губы растянуть в стороны – улыбка, уголки губ попеременно поднимать вверх, а затем опускать вниз – обиделись.

 «УЛЫБКА – ТРУБОЧКА – ЛОШАДКА» Губы и зубы сомкнуты. Губы растянуть в стороны – улыбка, вытянуть губы в трубочку. Пофыркивать, как лошадка, с вибрацией губ.

«ХОМЯЧОК (ТОЛСТЯЧОК) – ХУДЫШКА» Сильно надуть щёки, а затем втянуть их в себя (пока ребёнок маленький, ему может не даваться упражнение на втягивание щёк, тогда просто надуваем щёки). Можно надувать щёки и попеременно, то одну, то другую.

Малыш уже многому научился, выполняет мимические упражнения, понимает значение простых эмоций и эмоциональных состояний. Вы много читаете своему ребёнку, предложите подумать и сказать какое выражение лица у Бармалея? У Деда Мороза? А у колобка? А у папы, если он сердит? Итак, теперь понятно, что наша «зарядка для настроения» – неотъемлемая часть работы по постановке и коррекции звуков у детей с различными нарушениями произношения, потому что во время выполнения статических и динамических упражнений мимической гимнастики происходит нормализация тонуса мимических (лицевых) мышц, а это: – даёт возможность подготовить мышцы и нервные окончания для дальнейшей работы по постановке звуков, более точных движений артикуляционного аппарата во время речи, четкой дикции;  – делает мимику более выразительной; – помогает не допустить развитие неестественных артикуляционных движений, позволяет расслабить мускулатуру лица, тренирует владение и управление мышцами языка, губ, нёба; – способствует развитию эмоционального интеллекта ребенка, способности распознавать чувства и эмоции. Напомним, что все упражнения мы делаем в игровой форме и с удовольствием. Постарайтесь заинтересовать малыша, возможно, подключив любимую (или какую-то новую игрушку). Можно также попросить ребенка «научить» делать эти упражнения папу, ведь «у него никак не получается».

В общем, играйте с радостью, удовольствием и пользой!