Обратная связь

Материал подготовлен

педагогом-психологом Михалович Л.С.

На протяжении всей истории белорусский народ накапливал и развивал самобытную национальную культуру. Национальная культура — совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации.

Специфика народных знаний заключается именно в том, что ими может успешно овладеть каждый ребёнок дошкольного возраста. Путь этот начинается от простого, натурального вхождения в мир народных представлений и обычаев, народного искусства и народных игр.

Приобщать ребенка к культуре белорусского народа необходимо с раннего возраста. Доступным и интересным является такое наследие народного творчества, как колыбельные, сказки, легенды, пословицы и поговорки, загадки, песни, танцы. Все эти жанры поэтического творчества выполняют важную морально —  воспитательную функцию, способствуют развитию личности в духе патриотизма, т.к. именно в дошкольном возрасте начинает формироваться мировоззрение человека.

В устном белорусском народном творчестве сохранились особенные черты характера, присущие белорусскому народу, нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народноготворчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В белорусском фольклоре особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.

Использование в игровой деятельности белорусского фольклора помогает лучше развивать устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время, в которых кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм белорусского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своему краю и всячески защищал его.

Бесценным национальным богатством являются традиционные народные праздники, которые основываются на фольклоре. Для формирования личности дошкольника народные праздники имеют значение в нескольких аспектах:

знакомят детей с народными традициями и историей белорусского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослым и детьми;

связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, доброте, милосердию и др.

Окружая ребёнка предметами национального характера, взрослые помогают детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого белорусского народа. Ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства и приобщение их к народным ремеслам оказывает положительное воспитательное воздействие в целом на личность ребенка, формирует начальные представления о доступных видах народного декоративно-прикладного искусства и умение эмоционально положительно откликаться не только на содержание образа, но и на его художественную форму.

Детям дошкольного возраста близки и понятны изделия народных мастеров разных видов декоративного искусства (вышивка, роспись, плетение, вырезание).

Неоценимое значение имеют декоративно-прикладная деятельность и художественный труд в подготовке руки ребенка к письму. Плетение узоров, рисование, вырезание укрепляют мелкую мускулатуру руки, формируют координацию движений, глазомер ребенка, развивают речь. Также развивает у детей творческие способности, художественный вкус и логику.

Немалая роль в приобщении детей дошкольного возраста к белорусской культуре отводится педагогам. Важно, чтобы педагоги были искренними приверженцами возрождения белорусской культуры. Они первые своей эмоциональностью, возвышенностью, лаской к родному слову должны заинтересовать детей национальным наследием своего народа.

Воспитательный потенциал белорусской народной культуры многогранен, безграничен, это — огромный пласт духовной культуры белорусов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. Педагоги, используя в своей работе белорусское культурное наследие, смогут лучше развивать и обогащать мир ребёнка, формировать его национальное самосознание, мировоззрение гражданина.