Обратная связь

Настусевич Татьяна Станиславовна
учитель-дефектолог Государственного учреждения образования «Лидский специальный ясли — сад №16 для детей с нарушениями зрения»

Использование мнемотехники в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста

Если ребенок молчит, покажите ему
картинку, и он заговорит.
Ушинский К.Д.

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей, отношений между предметами, явлениями, действиями. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
Практика работы показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем речевого развития, что ограничивает их общение с окружающими людьми. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления, актуальным является поиск современных методов и приёмов, использование эффективных научно – обоснованных путей, направленных на повышение уровня связного речевого развития.
По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира, педагоги всё чаще прибегают к использованию моделей, схем, планов, мнемотаблиц.
Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяются приемы мнемотехники.
Мнемотехника («mnemonikon» — искусство запоминания) – система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации и конечно, развитие речи [3].
Мнемотехнику в специальной дошкольной педагогике называют по — разному: Воробьева В.М. – сенсорно — графическими схемами, Большева Т.В. – коллажем [1],
Ткаченко Т.А. – предметно — схематическими моделями, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа, Глухов В.П. – блоками-квадратами.

Основные цели использования мнемотехники:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;
  • освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;
  • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, воображения и речи;
  • развитие творческих способностей, фантазии, воображения;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Методика мнемотехники — несложный приём для развития речи, строится от простого к сложному, реализуется посредством использования мнемоквадратов с последовательным переходом к мнемодорожкам, а позже — к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат — это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
htmlimage

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ из двух – четырёх предложений, используется в раннем и среднем возрасте.
htmlimage-1htmlimage-2htmlimage

Мнемотаблица – это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Суть данных таблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение (символ), и таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эту схему, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Символы и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания пересказа или рассказа. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами [2].
Использование мнемотаблиц особенно эффективно и при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.
Как показывает практика, использование системы мнемотехники на индивидуальных коррекционно — развивающих занятиях позволяет ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотаблицы используют как для пересказа, так и для самостоятельного составления сказок. Посредством сказки дети познают окружающий мир, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному и эмоциональному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки [4].
Работа по использованию мнемотаблиц на занятиях состоит из пяти этапов:
рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
осуществление перекодирования информации, то есть преобразование из абстрактных символов изображений в образы;
после перекодирования осуществляется пересказ сказки, чтение стихотворения с опорой на символы (образы);
зарисовка мнемотаблицы детьми (в старших группах);
составление творческих рассказов по мнемотаблицам, которые создали сами дети;
Мнемотаблицы могут использоваться, для составления описательных рассказов различной тематики, например «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Инструменты», «Времена года и другие.

htmlimage-3htmlimage-5htmlimage-4
htmlimage-6htmlimage-7htmlimage-8
Повышение качества образовательного процесса невозможно без включения в педагогическую практику современных образовательных технологий, в том числе информационно – коммуникативных. Так, для обучения детей составлению рассказов-описаний в своей работе учитель – дефектолог кроме стандартных приемов мнемотехники применяет компьютерные программы с использованием мнемосхем. Использование материала данной программы облегчает восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания и воспроизведения текста, концентрирует внимание воспитанника, увлекая их, превращает занятие в игру.
htmlimage-2Таким образом, актуальность применения мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-либо предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотехника может успешно использоваться воспитателями дошкольного образования, родителями (законными представителями) для подготовки детей к школе, так как уровень развития связной речи является важным показателем интеллектуального развития ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память и воображение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.: 2005. 59с.

2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2009. 64 с.

3.Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных

естественно — научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.

4. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры — занятия. М.: ТЦ Сфера, 2005. 64 с.

Комментарии (6)

  1. Ерошина Е.

    Ответить

    Добрый день! Работаю учителем -дефектологом, стаж- 10 лет, также использую мнемотехнику в образовательном процессе, считаю эффективной для развития мышления и воображения детей с нарушениями речи.

  2. Ольга Ненартович

    Ответить

    Очень полезная статья! Возьму на вооружение.

  3. Ирина

    Ответить

    Познавательно,логично и доступно построен материал,СПАСИБО!!уже использую в своей работе))

  4. Наталия

    Ответить

    Заинтересовала тема,буду включать приёмы мнемотехники в образовательный процесс.

  5. Валентина

    Ответить

    подскажите пожалуйста кого можно взять в качестве авторов педагогической технологии по мнемотехники -тифлопедагога работающего с детьми с нарушениями зрения.

    • admin

      Ответить

      Добрый день!
      Мнемотехника — это искусство запоминания, технология развития памяти. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86–82 гг. до н. э., и принадлежат Цицерону и Квинтилиану.
      В науке существует противоречие, связанное с тем, что ряд авторов, в частности Л. C. Выготский, С. Я. Рубинштейн не считали возможным применение мнемотехники в образовательном процессе, так как, по их мнению, она не способствует развитию ребенка. Вместе с тем, современные исследователи — М. А. Зиганов, В. А. Козаренко, А. К. Колеченко, и другие, утверждают обратное. Современная педагогика активно вводит психологические методы, приемы, технологии в учебный процесс.
      В настоящее время мнемотехника как педагогическая технология разрабатывается М. А. Зигановым, А. К. Колеченко, И. Матюгиным, Т. Б. Полянской, И. Рыбниковой, Е. Д. Сафроновой.
      В учреждении специального образования приемы мнемотехники в образовательном процессе использует учитель-дефектолог (логопед) Настусевич Татьяна Станиславовна. Получить консультацию по вопросу можно по телефону 8(154) 657241: пн., чт., пт. 7.30-12.30; вт., ср. с 7.30 – 12.30, с 15.10 – 17.40

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *