Обратная связь

Материал подготовил заместитель

 заведующего по основной деятельности Кулеш Т.Л.

Время – самая сложная категория для восприятия. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию и материальному ощущению, что существенно осложняет его восприятие. Даже у нормально развивающихся детей дошкольного возраста представления о времени и умение ориентироваться в нем неадекватны, неполны, единичны, не взаимосвязаны, отличаются статичностью. Подобные недостатки в более выраженной степени проявляются и у детей с различной зрительной патологией: «Понедельник, вторник, неделя»; «Апрель, вчера»; «Пятница, среда, завтра»; «Я знаю две недели, три недели».

Для восприятия времени не существует специального органа чувств. Оно характерно в той или иной мере для всех органов чувств, при этом различные свойства времени отражаются определённым комплексом анализаторов (зрительный, слуховой, кинестетический) при ведущей роли одного из них.

Формирование представлений о времени начинается в раннем возрасте в процессе знакомства детей с названием и содержанием частей суток на основе ориентации на собственную, наиболее характерную для этого отрезка времени, деятельность. В младшем, среднем возрасте – на основе деятельности взрослых, явлений живой и неживой природы.

Знакомя с частями суток детям необходимо помочь осознать, что утро, день, вечер, ночь – это части целого – суток, что сутки могут начинаться с любой части.

Работа по развитию временных представлений требует четкой последовательности и системы в использовании форм, средств, методов и приемов обучения с учетом восприятия времени ребенком и ориентировки в нем.

Наблюдение. Педагог организует наблюдение индивидуально или с подгруппой воспитанников с нарушениями зрения. Его содержанием является состояние природы, виды, характер, особенности деятельности детей и взрослых в ту или иную часть суток. Во время утреннего приема можно обратить внимание детей на солнце, которое уже взошло и все кругом осветило, на взрослых, которые идут на работу, на детей, идущих в детский сад. Все это происходит утром и характеризует этот отрезок времени. Вечером дети могут наблюдать закат солнца, возвращение взрослых с работы, детей из детского сада.

Для младших детей в процессе наблюдения выбираются наиболее   типичные и конкретные признаки, их количество должно быть небольшим. С возрастом объем наблюдаемых признаков может увеличиваться.

 Наблюдения могут проводиться в рамках разных видов деятельности. Они дают возможность в комплексе решить задачи умственного, речевого развития, способствуют накоплению у детей временных представлений.

Беседы. В процессе беседы педагог активизирует личный опыт ребенка. Используя вопросы: «Что ты делаешь, когда просыпаешься? Когда ты приходишь в детский сад? А уходишь?» и т.д. В процессе бесед дети рассказывают, чем они занимаются утром, днем, вечером, ночью, перечисляют разные виды деятельности, осмысливают связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком, упражняются в его названии, постепенно осознают последовательность частей суток.

Рассматривание тематических картинок. На них изображаются природные явления, действия детей и взрослых, сказочных персонажей, характерные для определенного отрезка суток. Сюжет на них   разворачивается в строго определенных временных рамках, утром, вечером, днем, ночью. С картинками можно выполнять различные упражнения: рассмотреть и выбрать картинки, на которых изображены контрастные или смежные части суток, выбрать картинку по требованию педагога, разместить      картинки по порядку и т.д. Рассматривая картинку, педагог направляет внимание ребенка на основные признаки: деятельность людей, природные показатели (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.).

Игра и игровые упражнения. Игра и игровые упражнения широко используются для развития у детей представлений о частях суток и их последовательности. Чаще всего используются дидактические и подвижные игры: «Наш день», «Когда это бывает», «Займи свое место», «День-ночь», «Назови пропущенное слово и др. Можно также использовать и игры-инсценировки с куклой, игры-путешествия в разные части суток.

Чтение художественных произведений. Для закрепления знаний о частях суток используется чтение небольших рассказов, сказок, стихов, а также загадки, пословицы, поговорки, потешки. В них в образной форме говорится о времени, его течении, его значении в жизни человека.

Модели и детские календари. Эти средства познания временных отношений начинают использоваться в работе с детьми пятого года жизни.

Модель и календарь – это своеобразный способ «материализации времени», отражение его в наглядной, условно-схематической форме. Они помогают   детям легче освоить последовательность частей суток, глубже осмыслить зависимость между временными категориями.

 Модель суток – это четыре разноцветные полоски или четыре разноцветных круга, каждый из которых обозначает определенную часть суток. В процессе работы с моделью суток дети могут выполнять задания: выкладывать последовательно части суток, дополнять части до полных суток и т.д. Действуя с моделью, ребенок учиться решать познавательные задачи, учиться отражать свои представления о времени в речи.

Формирование у детей дошкольного возраста понимания и различения значения слов «вчера», «сегодня», «завтра».

Детей среднего возраста следует также знакомить с последовательностью смены суток, формировать понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Овладение этими понятиями подводит детей к пониманию текучести, непрерывности, необратимости времени. Воспитанники с нарушениями зрения должны осознать, что всегда одни сутки сменяются другими. Сутки, которые идут сейчас, называются сегодня, сутки, которые еще не насупили, которые будут, называются завтра, которые были, но прошли – вчера.

Для этого проводятся специальные беседы о каких-то радостных, ярких, значимых событиях в жизни детей и беседуют об одном и том же три раза: до, в момент и после. Начинать беседу следует с позиции «завтра» — ожидание события дает возможность ребенку почувствовать течение времени.

Наблюдение в природе, заполнение календаря природы помогают воспитанникам овладеть пониманием смысла слов «сегодня», «вчера», «завтра». (Сегодня – жарко. Вспомните, какая погода была вчера? Как вы думаете, завтра будет дождь?)

Закреплять представления о настоящем, прошедшем, будущем времени можно в процессе чтения литературных произведений («Сказка про вчерашний день» Е.Я. Ильин, «Хороший день» С.Я. Маршак), проведения дидактических игр «Было-будет», «Дополни предложение», «Вчера – сегодня» и др.

Формирование понятий: неделя, месяц, пора года, год, понимания их отношений и последовательности.

Пятилетних детей, если они овладели счетом в пределах семи, можно познакомить с днями недели, научить называть дни по порядку, определять, какой день был вчера, какой будет завтра, какой – сегодня. Формируя представления о последовательности дней недели, следует обратить внимание детей на чередование труда и отдыха: пять дней рабочих, а два – выходных, уточнить название каждого дня недели, их последовательность, связав с деятельностью детей, порядковым счетом. Например, понедельник – первый день недели, первый день после отдыха; вторник – второй день недели, во вторник у нас занятие по математике и т.д.

При знакомстве с днями недели используются различные календари, модели. Так можно использовать в качестве демонстрационного материала большой круг (диаметром 35 см), на котором по порядку расположены разноцветные круги (диаметр 8 см), а на них маленькие белые кружки числом от 1 до 7 соответственно порядковым номерам дней недели. Разноцветные круги размещаются следующим образом: черный, серый, синий, зеленый, желтый, розовый, красный. В середине большого круга установлена подвижная стрелка, с помощью которой можно показать сегодняшний день, определить какой день недели был вчера, какой день будет завтра, сколько дней осталось до выходных.

Можно при знакомстве с неделей использовать цифры, числовые карточки, цветные круги, геометрические фигуры, с помощью которых воспитанники выполняют упражнения по составлению одной, двух недель, начиная с любого дня.

Для закрепления представлений о последовательности дней недели используются дидактические игры «Неделька», «Чья неделька быстрее соберется», «Живые деньки», «Кто знает, пусть называет», «Назови соседей»

На протяжении всего дошкольного возраста ведется работа по ознакомлению детей с сезонами. На начальных этапах формирование представлений о зиме, лете, весне, осени идет с опорой на наиболее яркие, характерные проявления сезонов. На основе наблюдений выделяются отдельные признаки, связанные с сезонными изменениями в природе: зимой холодно, идет снег, солнце светит, но не греет; летом тепло, все растет: и овощи, и фрукты, и цветы и ягоды и т.д. Из отдельных признаков постепенно возникает общая картина сезона: погода, температура воздуха, длительность дня, состояние животных, растений, характерные виды деятельности человека в природе, сезонные изменения в одежде, праздники и развлечения

Вначале используются картинки с изображением контрастных времен года: зима-лето, весна-осень. Рассматривание, описание картинок может сочетаться с художественным словом: загадкой, пословицей, поговоркой, стихотворением, рассказом, сказкой и т.д.

В младшем возрасте для рассматривания используются картинки, максимально приближенные к опыту детей, отражающие их жизнь в определенный сезон. Начиная со средней группы, с детьми рассматриваются картины с более широким содержанием и действующими лицами. В работе с детьми старшего возраста можно использовать произведения художников, репродукции картин: «Золотая осень» И. Остроухова, «Осень в парке» Н. Дубровского, «Зимний день», «Лето», «Май», Т Яблонской, «Вясновы краявід» А.Астаповіча, Раніца вясны” У Кудрэвіча “Блакітная капліца” – В. Бялыніцкага-Бірулі, “Блакітны дзень” В. Цвіркі, “Ліставей” І. Шчамялева, работы И. Левитана, Н.Рериха и др.

В процессе ознакомления с сезонами воспитатель обращает внимание воспитанников, что каждый сезон проходит не сразу, а продолжается определенное, примерно одинаковое время, включает в себя три месяца. В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с количественной характеристикой года: четыре сезона, двенадцать месяцев.

Чтение стихов, сказок содействует запоминанию детьми последовательности месяцев, беседы по прочитанному, помогают им установить зависимость между временными эталонами: год, месяц, сезон, неделя, сутки.

Для того, чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть осознана детьми, ее представляют в виде календаря, отражающего в материальной форме отношения между единицами времени. Календарь (отрывной, настенный, перекидной и др.) помогает детям представить сравнительно длительные промежутки времени. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», события приближаются; прошел месяц – наступил новый.

Осознать последовательность сезонов, месяцев в году помогают также объемные (спиралевидные) и плоскостные (круговые) модели. Символом года может быть круг, разделенный на 4 равные части и окрашенные в определенные цвета: белая часть обозначает зиму (зимой все покрыто белым снегом), красная – лето (летом ярко светит красное солнышко), зеленая часть круга — весну (весной появляется зеленая трава, на деревьях распускаются зеленые листья), осень – желтая (осенью листья желтеют).

Каждая из 4 частей круга делится на 3 части (по числу месяцев в сезоне). В центре помещается стрелка. Это пособие может использоваться разным образом: воспитатель показывает стрелкой сезон, а дети называют его, устанавливают «соседей», переменяют месяцы, входящие в этот сезон и т.д.

Действия с моделями поможет ребенку понять свойства, закономерности временных явлений, запомнить следование месяцев в году.

Знакомство воспитанников с нарушениями зрения с приборами измерения времени, развитие у детей чувства времени.

Старших дошкольников можно знакомить с малыми единицами измерения времени – минутой, секундой, часом. Для формирования у них начальных представлений о продолжительности этих интервалов используются различные приборы измерения времени: песочные часы, секундомер, механические, электронные часы, часы-конструктор и т.д.

Предварительная работа по развитию чувства времени:

В словаре детей дошкольного возраста уже присутствуют термины «быстро-медленно», «быстрее -медленнее», дети понимают просьбы: «Не торопись!», «Поспеши!».  В старшей группе проводим работу по формированию умения «укладываться» в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными.

Использованные источники:

https://docviewer.yandex.by/view/

https://docviewer.yandex.by/view/