Одним из важных направлений деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, является повышение качества информационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников, поиск эффективных форм работы по повышению их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.
От качества работы учреждения специального образования с семьями обучающихся зависит уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей.
Только эффективно организованное сотрудничество способствует построению взаимодействия с семьями на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Ребёнок с особенностями психофизического развития особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которую наиболее полно на ранних этапах развития удовлетворяет семья. Но не каждый родитель понимает важность этой задачи.
В процессе индивидуальных бесед и анкетирования было выявлено, что многие семьи испытывают затруднения в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Актуальным стало обсуждение степени участия мужчин в воспитании подрастающего поколения, желание привлечь внимание сильной половины человечества к продуктивному взаимодействию со своими детьми: «Научите папу правильному общению с ребенком. Помогите объяснить мужу, что любовь отца, как и матери, необходима для нормального развития ребенка».
В настоящее время представлен широкий выбор различных форм взаимодействия с семьёй, но не через все формы можно вовлечь родителей в образовательный процесс. Наиболее востребованы родителями только те, которые направлены на активное восприятие информации через непосредственное участие и реализацию конкретных действий, позволяющих увидеть результаты совместной деятельности.
Одной из эффективных и систематических форм взаимодействия с родителями в специальном детском саду является реализация проекта консультационно-просветительских встреч с отцами наших воспитанников в клубе «Папа рядом!». Целью деятельности клуба стало формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения.
Для реализации цели поставлены задачи:
- познакомить родителей с различными областями психологических знаний по воспитанию детей с нарушениями зрения;
- способствовать формированию адекватного восприятия особенностей психофизического развития своего ребенка;
- разработать рекомендации коррекционно-профилактического и информационного характера по формированию представлений и умений компенсаторного характера детей;
- обучить родителей специальным приемам, необходимым для обучения, воспитания или закрепления различных умений и навыков;
- обеспечить единство подходов в вопросах развития детей с нарушениями зрения;
- разнообразить формы работы с семьей, сделать процесс общения в системе «педагог-родитель» более свободным, дифференцированным, гибким.
Родительский клуб создан в 2016 и является местом, где в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества всегда есть возможность его участникам (отцам и детям) развивать свои творческие способности, быть интересными друг для друга. В клубе всё подчиняется общению, все участники – союзники, равные и самостоятельные.
При планировании встреч предусматривается учет интересов отцов и детей, отсутствие жесткой регламентации, вариативность, динамичность и гибкость содержания. Тематика заседаний варьируется в зависимости от социального запроса родителей: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Мой папа – лучший!», «Забавы на диване», «Мы – великие артисты», «Узнай свой край», и т.д.
В работе клуба принимают участие различные специалисты специального детского сада: педагог-психолог, руководитель физического воспитания, музыкальные руководители, медицинские работники, а также родители воспитанников и дети.
Встречи в клубе «Папа рядом!» состоят из двух частей. Первая часть встречи направлена на организацию тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью выработки единства требований к воспитанию и развитию детей с нарушениями зрения, обеспечению преемственности в работе специального дошкольного учреждения и семей обучающихся. Отцам предоставляется возможность просмотреть презентации, видеоролики и послушать информацию о роли отца в семье и воспитании детей с нарушениями зрения, обсудить ситуации, обменяться опытом, поделиться впечатлениями.
Вторая часть встречи представляет собой непосредственное взаимодействие отца и ребенка: это веселые разминки и физические упражнения, подвижные игры и эстафеты, направленные на обучение родителей соблюдению двигательного режима воспитанников, а также конкурсы и совместные творческие задания, которые обязательно сопровождаются музыкальными композициями, что помогает эмоционально сблизить всех участников клуба.
В период неблагоприятной эпидемиологической обстановки апробированы информационно-коммуникативные формы взаимодействия. Приоритетность их применения обусловлена не только постоянной возможностью виртуального взаимодействия посетителей клуба, но и обменом актуальной информацией между родителями воспитанников и педагогическими работниками, презентацией эффективного опыта семейного воспитания. Освещение работы клуба систематически осуществляется на официальном сайте учреждения специального образования, а самые активные участники заседаний отмечаются дипломами и ценными подарками с логотипом мероприятия.
Опыт работы в родительском клубе «Папа рядом!» показывает: отцам сложно прийти на первую встречу. Однако полученные яркие впечатления, положительных эмоции от совместно выполненной работы, развитие творческого воображения взрослых и детей в процессе игрового взаимодействия – все это мотивирует членов клуба «Папа рядом!» на новые встречи.
Кулеш Татьяна Леоновна,
заместитель заведующего по основной деятельности