Зрительно-моторная координация — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, так как навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет.
Развитая зрительно-моторная координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе.
Развитие зрительно-моторной координации решает сразу три задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка; во-вторых, готовит его к овладению навыкам письма; в-третьих, развивает зрительные и прослеживающие функции глаза, что служит профилактикой зрительных нарушений.
Помимо всего прочего у детей посредством предложенных игр и упражнений:
— формируются способы восприятия движущихся предметов;
— развивается навык прослеживания глазами за действием руки;
— развивается умение удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;
— развивается осязание и мелкая моторика;
— формируются умения пользоваться карандашом;
— развиваются умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу; соединять точки прямой линией;
— развиваются умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.
Работу по развитию зрительно-моторной координации необходимо включать во все виды детской деятельности планомерно и систематически. Игры не должны превышать 10-15 минут, у детей с нарушениями зрения до 10 минут. При выполнении графических заданий необходимо следить за правильным положением тела и руки ребенка, захватом и удержанием карандаша (фломастера), расстоянием от глаз до поверхности стола. Продолжительность непрерывной работы 3-5 минут, затем отдых, еще 3-5 минут работы и т.д. Не переходить к следующим заданиям, если не освоено предыдущее.